Начиная торговать на бирже, частные трейдеры обычно не задумываются над такими, казалось бы, второстепенными вопросами, как сохранность депонированных на счете брокера денежных средств, возможность технических и программных сбоев, списание со счета без акцепта (согласия) трейдера. Все внимание начинающего активно торговать спекулянта обращается на иные детали – такие, как размеры комиссии, своевременное предоставление статистической информации, прогнозов и рекомендаций брокера.
Между тем, не следует отворачиваться от хотя бы общего анализа возможных неприятных событий, которые легко могут затмить все преимущества выбранного брокера.
Начнем с того, что абсолютное большинство брокеров, которые обслуживают трейдеров из розничного сегмента, обычно не только совершают по поручению клиентов сделки, но и сами активно участвуют в бизнесе – то есть покупают и продают акции, облигации, валюты и деривативы (фьючерсы, опционы).
Конечно, если брокер живет только на процентах, отчисляемых на купле-продаже финансовых инструментов, а также на маржинальном кредитовании и предоставлении ценных бумаг взаймы (при открытии трейдерами шортов), то тогда опасения беспочвенны – ваш брокер чист, как слеза ребенка.
Однако если оставить в стороне этот гипотетический вариант и обратиться к суровой действительности, то можно увидеть, что брокеры не прочь заработать на спекулятивных сделках купли-продажи. При этом брокерскими фирмами используются как собственные денежные ресурсы, так и средства клиентов. Ситуация в этом вопросе аналогична банковской – коммерческий банк пользуется не только собственным капиталом, но и привлеченными деньгами – в том числе депозитами физических и юридических лиц.
Надо сказать, что некоторые брокерские фирмы оговаривают этот момент в договорах с клиентами, прописывая этот пункт в общем тексте. Трейдер, не особо вникая в суть прописанных условий, подписывает договор, тем самым принимая на себя дополнительные риски.
В отличие от банковских депозитов, которые в России застрахованы в размере до 700 тыс. руб. национальным Агентством по страхованию вкладов, брокерские счета граждан в этом отношении никак не защищены. Если брокерская компания станет по каким-либо причинам неплатежеспособной (банкротом), то частные трейдеры, имеющие счета в этой фирме, просто потеряют свои деньги. А опасность такого развития событий возрастает на фоне надвигающегося экономического кризиса.
Конечно, какая-то компенсация возможна в рамках реализации процедуры банкротства компании. Очередность выплат кредиторам устанавливает часть 1 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, многие брокерские фирмы являются аффилированными предприятиями крупных коммерческих банков. Вроде бы материнские компании не должны бросать в беде своих обанкротившихся дочек.
Однако надежда на это достаточно зыбкая. Брокерские компании с юридической точки зрения независимы, имеют свой баланс, печать, расчетный счет в банке. Поэтому банки им ничего не должны. В случае крупных финансовых потерь (вспомним, например, недавний случай с брокером Найт Кэпитал, потерявшего в одночасье 440 млн. долл. из-за сбоя торговых роботов), брокерским компаниям рассчитываться с кредиторами будет нечем. Серьезной собственности у них нет, земли и недвижимости тоже. Так что компенсировать непредвиденные потери будет, в общем-то, нечем. Даже если у клиента на счете сохранятся позиции в ценных бумагах, получить их назад будет нереально.
Еще один не слишком приятный для трейдера момент – это возможные сбои в компьютерных системах биржи или брокера. Мы уже не раз за последние годы наблюдали технические сбои на бирже ММВБ (а теперь и на объединенной площадке РТС-ММВБ). Те трейдеры, которые из-за сбоев потеряли деньги, остались, как говорят цыгане, при своем интересе. Наша биржа пока не планирует никаких выплат трейдерам, потерявшим деньги из-за технических проблем в биржевых системах.
Но вернемся к брокерским фирмам. Клиент, заключающий договор с брокером, не найдет в этом документе оговорки на сбои по вине брокера и условия компенсации потерь. Если таковой сбой произойдет, то трейдеру еще надо будет разобраться, чей это грех – брокера или провайдера, который по каким-то причинам отключился от сети Интернет. Но даже если вина брокера будет неопровержимо установлена, это еще не гарантирует получение компенсации – даже через суд. Нашим судьям потерпевшие трейдеры вряд ли смогут объяснить, что такое брать акции с большим плечом и не иметь возможности закрыть позиции.
Законодательство об инвестиционной деятельности нового типа, где будут надежно защищены права частных трейдеров, еще только формируется. Когда оно увидит свет и в каком виде дойдет по окончательной редакции – пока неизвестно. Поэтому трейдерам, имеющим серьезные суммы или позиции на брокерском счету, следует призадуматься о диверсификации вложений, распределив общую сумму на определенные доли, которые лучше разместить у разных брокеров.