Фармакологический бизнес

Современную медицину невозможно представить без необходимого лекарственного обеспечения, анестезиологических препаратов, питающих и кровезаменяющих  субстанций, витаминов, биологически активных добавок и других продуктов и материалов специального назначения.

Производство и поставки указанных веществ, препаратов и материалов медицинским учреждениям и населению – основная функция фармацевтических предприятий, входящих в систему индустрии здравоохранения и составляющих отдельную отрасль медицинского бизнеса.

Современный фармацевтический бизнес – это высокоинтеллектуальная сфера предпринимательской деятельности, требующая больших инвестиций капитала, высоких технологий и квалифицированных специалистов. Разработка новых препаратов с заданными свойствами – очень затратное и кропотливое дело, с высоким риском неудач и непредсказуемыми результатами. В этом смысле фармацевтический бизнес представляет собой рискованное (венчурное) предпринимательство инновационного характера, результатом которого могут быть как высокие прибыли, так и значительные убытки. Так, например, поиск вакцины от ВИЧ-инфекции требует огромных финансовых ассигнований, затрат труда высококвалифицированных специалистов, использования специального оборудования, лабораторных помещений, компьютерной техники. Исследования могут вестись годами и все же не приводить к позитивному результату. Но если эффективный препарат все же синтезируется или обнаружится случайным образом, то прибыль от его реализации покроет все издержки.

Такой подход характерен не только для заболеваний иммунодефицита человека, но и для широчайшего спектра болезней. Как показывает практика, невозможно создать одно какое-либо универсальное средство от определенного типа заболевания, эффективность которого не менялась бы со временем. Через известный временной интервал полезные свойства лекарственного препарата утрачиваются из-за мутаций болезнетворных бактерий или вирусов и фармакологам приходится снова искать новые препараты с выраженными лечащими свойствами.

Специфика фармацевтического бизнеса состоит и в том, что он по природе своей дуалистичен: с одной стороны, это поисковая и исследовательская деятельность, связанная с наукой и творчеством; с другой стороны, это производственная деятельность, в процессе которой осуществляется промышленный выпуск лекарственных препаратов для массового потребителя.

Однако продукт фармацевтической отрасли в значительной степени отличается от продуктов других отраслей. Лекарственные препараты, полученные в лабораторных условиях, должны пройти всесторонние испытания, в результате которых выявляются побочные эффекты и противопоказания. Государственные структуры в лице надзорных и лицензионных органов осуществляет постоянный контроль за оборотом лекарственных препаратов, осуществляет клинические испытания и допуск новых препаратов на рынки лекарств.

Длительность циклов «исследования – разработка – контроль – производство» препаратов в значительной степени отражается на стоимости лекарств. Многие эффективные и быстродействующие препараты оказываются весьма дорогостоящими. Учитывая социальные аспекты в продаже лечащих средств и лекарственных препаратов, а также то обстоятельство, что государство само является крупнейшим покупателем данного вида продукции, в последние годы во многих странах стала формироваться национальная лекарственная политика, которая ставит перед собой следующие цели:

·    доступность – равный доступ населения к основным лекарственным средствам по обоснованным ценам реализации;

·    качество – гарантии для населения качества, безопасности и  эффективности всех лекарственных средств;

·    рациональное применение – обеспечение необходимых условий для того, чтобы врачи назначали, а пациенты применяли лекарственные препараты, исходя из основных требований соответствия клинических показателей и рентабельности препаратов.

Изучением вышеуказанных целей занимается специальная наука – фармаэкономика, которая представляет собой комплексную дисциплину, использующую достижения медицины, экономики, бизнеса и некоторых других наук. В рамках фармаэкономики изучаются такие модели, как «стоимость заболеваний», «минимизация затрат», «стоимость–полезность» и «стоимость–эффективность».

Фармацевтический бизнес находится в фокусе пристального внимания государства. И дело здесь не только огромной емкости мирового фармацевтического рынка, величина которого на начало 2006 г. оценивается в 550 млрд. долл. (объем российского фармацевтического рынка на аналогичную дату оценивается в 7,8 млрд. долл., а среднедушевое потребление лекарств в 2005 г. составило 54 долл. на человека). Следует учитывать то обстоятельство, что в экономических отношениях на рынке лекарств имеется значительная социальная составляющая. Как правило, развитые государства обеспечивают своим гражданам дотационные выплаты на лекарственные средства, а также разрабатывают специальные стандарты лечения пациентов, то есть способы лечения тех или иных заболеваний и закрепляют за ними определенный набор лекарств.

В России величина упомянутых дотаций составляет 4200 руб. (в 2005 г.), в рамках которых пациент может получать лекарственные препараты за счет бюджетных средств в соответствии с установленными государством стандартами лечения.

Повышенная социальная значимость рынка фармацевтических препаратов, его роль и значение для здоровья граждан, а также национальной безопасности (в части изготовления и распространения ядовитых и наркотических веществ), заставляет государство жестко регламентировать многие сферы фармацевтического бизнеса, ограничивая коммерческие интересы частных предпринимателей и компаний законодательными и нормативными рамками.

Похожее ...

1 Комментарий

  1. Чтобы заниматься фармой нужны просто несметные богатства!

Добавить комментарий для Василий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.