В вопросах управления бизнесом, в цифровой торговле ценными бумагами (интернет-трейдинге), в тематике восприятия торговых марок, рекламы, слоганов, музыки и многих других аспектах мы нередко попадаем в ситуацию неконтролируемой умственной деятельности, когда наш мозг, помимо нашего желания, воспроизводит одну и ту же ситуацию. Например, трейдер после активной торговой сессии спит урывками, всё время прокручивая в голове ситуацию с ошибками в покупке или продаже активов; менеджер или владелец компании бесконечно анализирует ситуацию с коллегами или подчинёнными — правильно ли он поступил; у потребителей после рекламного воздействия в сознании остаются музыкальные или стихотворные формы, от которых не так-то просто избавиться одним лишь волевым усилием.
Описанное нами явление в психологии бизнеса называется руминацией (от английского слова room (рум) — замкнутое пространство; roominess (руминис) — вместительность, ёмкость). Руминация свойственна человеческой психике, навязчивые формы часто застревают в ментальном пространстве людей разных возрастов и профессий.
Об этом феномене знают специалисты по бизнес-психологии, рекламным воздействиям, формированию лояльности компании и её продукции, паттернов болельщиков в спортивном бизнесе, музыкальных фанатов, тик-токеров и геймеров, а также других сфер развлечений, туризма и коммерческой деятельности. Более того, руминация рассматривается производителями товаров, услуг и информации как одна из форм зависимостей, которая весьма полезна в конкурентной борьбе.
Потребителям, попавшим в ловушку руминации, выбираться из неё приходится двумя основными способами:
- с помощью практикующего психолога, психотерапевта или психиатра;
- самостоятельно, опираясь на существующие методики повышения самоконтроля, релаксации, дыхательных практик и иных механизмов.
Руминация не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Тревожность, порождаемая руминацией, может привести к депрессии, психическим расстройствам и различным фобиям.