Начинающим преподавателям, аспирантам, студентам старших курсов, желающим научиться качественно читать лекции, следует обратить внимание на ряд моментов, связанных с организационными, методическими и имиджевыми моментами, которые в совокупности формируют мнение обучающихся о лекторе. Не исключено, что обобщённый опыт будет полезен и сложившимся преподавателям, желающих, с одной стороны, усовершенствовать своё искусство в обучении и педагогике, с другой – избежать необязательных и досадных ошибок.
В нашем сжатом изложении приведём наиболее важные аспекты, которых в общей сложности набирается два десятка.
Начнём с постановки целей лекции. Для стороннего наблюдателя звучит странно – какая ещё может быть цель у лекции, кроме передачи знаний? На самом деле – вполне могут быть и другие цели. Для вводной или обзорной лекции важной целью является знакомство со слушателями – как визуальное, так и пофамильное. При чтении лекций студентам-дневникам преподаватели часто используют в качестве одной из целей запугивание, клеймя прогульщиков и обещая им всяческие неприятности в части отработок, недопусков к зачётам и неудовлетворительных оценок на экзаменах. Звучит некрасиво, но действует данный инструмент безотказно – особенно в случае реального подкрепления имиджем и действиями преподавателя. Дисциплина возрастает, посторонних разговоров в аудитории становится меньше.
Целью лекции может быть не только передача знаний, но и умений, творческих подходов, приёмов, действующих эффективно на те или иные контингенты. Чем отличаются знания от умений? Это легко пояснить на простом примере. Вы знаете, как вас зовут и можете легко написать своё имя на бумаге рабочей (правой) рукой. Теперь попробуйте взять ручку в левую руку и сделать то же самое. Получится медленно и коряво. Значит, для отработки хорошего навыка кроме знаний нужна тренировка. Идеи и методы тренировки (формирования умений) можно получить на лекции.
Иллюстрацией сказанного могут быть лекции по практическому менеджменту, где слушателями отрабатываются некоторые формы взаимодействия с окружающими в части общения, мимики, жестикуляции, улыбок, деловых контактов – всего того, что предлагает, например, Дэйл Карнеги. Правда, односторонняя коммуникация в лекции может перетекать в интерактивный режим, но от этого лекция не перестаёт быть лекцией.
Одной из целей лекции для студентов-заочников или практических работников может быть выяснение их профессионального и социального статуса, установление деловых контактов. Известно, что практические работники, желающие углубить свои научные знания и аналитические способности, активно участвуют в научно-практических конференциях, готовят отличные доклады и рефераты. В процессе чтения лекции преподавателю легче выявить тех, кто активно интересуется материалом, задаёт дельные вопросы и внимательно слушает ответы. Альтернативной целью является выявление разгильдяев и лодырей.
Конечно, нельзя оставить без краткого рассмотрения и такую цель, как самопрезентация лектора. Молодые преподаватели, впервые восходя на кафедру, уделяют этому аспекту первостепенное внимание. Здесь в одном флаконе смешивается целая гамма чувств и эмоций – гордость и волнение, желание самовыражения и воздействия на аудиторию.
Но следует отметить и то обстоятельство, что самопрезентация не чужда зрелым и даже пожилым преподавателям, которые любят рассказывать о своих заслугах, опыте работы в какой-либо организации, сотрудничестве с известными людьми и т.д.
Для начинающего преподавателя или аспиранта следует ещё в процессе подготовке к лекции определиться, какие цели им будут преследоваться – даже если он пришёл просто на подмену заболевшего доцента или профессора.