Так же как и в других видах предпринимательской деятельности, планирование в литературной работе является одной из главных предпосылок и залогом успеха в писательском бизнесе. Без сформированной для себя оптимальной системы долговременного и краткосрочного планирования работа автора становится хаотичной и сумбурной, что само по себе редко приводит к позитивным результатам.
Конечно, вдохновение может придти к автору в любой момент, сюжетная линия выстроиться в гармоничную композицию одномоментным образом. И тогда статья или глава книги могут быть написаны в считанные часы. Однако озарение – дело случая, оно может и не появляться неделями и месяцами. А литературный труд требует ежедневных упражнений ума, постоянного обдумывания сюжетных ходов, характеров персонажей, динамики событий. Более того, такие жанры, как исторический роман, монография, научная и научно-популярная литература, требуют тщательной подготовительной работы, сбора и обработки материалов, их систематизации, классификации, трансляции на понятный массовому читателю язык. В перечисленных жанрах, а также в учебной, биографической, энциклопедической и иной литературе вдохновение должно накладываться на благодатную почву предварительной работы, обильно удобренной знаниями.
Вообще говоря, планирование в писательской деятельности может осуществляться как в мысленной форме, так и на бумаге. На наш взгляд, бумажный вариант предпочтительнее, так как четко сформулированные мысли, действия, сроки, перспективы, имеют свойство психологического якоря – они прочнее закрепляются в сознании и подсознании автора, в большей степени ориентируют его на размышления, анализ и практические действия. Принцип «verba volant scripta manent» (слова улетают, написанное остается), выведенный еще во времена античности, действует как непреложная истина и в современном литературном труде.
Бизнес-планирование как часть общего планирования писательской работы начинается с замысла – то есть мыслительной конструкции, проецирующей авторские идеи в будущее и предусматривающих их практическую реализацию в том или ином виде (см. рис.1).
Именно плодотворная идея бельгийского журналиста Ж.Сименона написать серию романов о спокойном и вдумчивом комиссаре Мегрэ сделала его всемирно известным писателем. Издатель писателя, прочитавший его первые сочинения о Мегрэ, практически не сомневался в том, что избранная тематика и стиль изложения не понравятся читателю. Однако как раз здесь Сименон попал в самый эпицентр читательского спроса. Романы о Мегрэ пользовались в Европе и за океаном огромной популярностью. И даже когда Сименон пробовал писать на другие темы, произведения без Мегрэ раскупались плохо и автор вынужден был раз за разом возвращаться к востребованному сюжету. Иными словами, не индивидуальный стиль писателя, не его слог, а именно замысел цикла романов с комиссаром Мегрэ, как главным действующим лицом, принесли ему мировую славу.
Замысел, таким образом, является важнейшим элементом и этапом в писательском бизнес-планировании. Изначально неудачный замысел ставит под вопрос коммерческую привлекательность издания, популярность данного сочинения в читательских кругах. И напротив, оригинальный, свежий замысел, идея, заложенная в будущее творение автора, заметно повышает шансы на будущий успех.
И все же общие идеи и замыслы могут так и остаться мыслительной конструкцией, если автор не продвинется дальше простых обдумываний и мечтаний. Уже на этапе принятия решения о реализации задуманного, автору следует переводить свои действия в конкретную плоскость, связанную с последующим составлением и реализацией бизнес-плана. Необходимо провести некоторые предварительные исследования читательских и книжных рынков, попытаться понять, какое место займет вновь созданное авторское творение в уже существующей линейке произведений. Для этих целей очень удобно использовать Интернет. С помощью набора ключевых слов и предполагаемого названия книги (или статьи) в поисковых системах, можно выяснить, сколько и каких произведений по данной тематике уже существует, их место в книжных рейтингах, примерную цену, тиражи и тому подобную информацию. Полученные данные можно использовать как исходный материал для предварительной оценки будущей конкурентоспособности издаваемого произведения.
При проведении исследований читательского и книжного рынков автору следует придерживаться некоторых принципов, взятых из маркетинга и инновационного бизнеса. Они касаются, применительно к литературным рынкам, традиционной и новой тематики; рисков, связанных с консервативным и инновационным подходами, а также маркетинговыми стратегиями, ориентированными на продукт (книгу, статью), и ориентированными на читателя.
Поясним сказанное на простых примерах. Для коммерческого успеха литературного произведения очень важным обстоятельством является эксклюзивность (исключительность) издания на книжном рынке, его новизна как в части избранной темы, так и в аспекте точек зрения, высказанных автором, новизны и оригинальности подходов, привнесения чего-то своего, индивидуального, чего раньше не было совсем или было незаметно мало. Такая книга скорее обратит на себя внимание издателей и читательской аудитории, чем книга, написанная в традиционном стиле в русло устоявшейся тематики. Например, книг по политологии, посвященных методам ведения политической борьбы и избирательных кампаний на книжных рынках весьма много. Если автор пойдет традиционным путем и напишет еще одну книгу в традиционном стиле с небольшими нюансами, риски непринятия читателями нового произведения невелики. Однако и на громкий коммерческий успех рассчитывать вряд ли приходится, так как вновь созданное сочинение является ординарным и яркой индивидуальность не отличается.
Иное дело выбор темы, которая еще не проторена авторами. Например, выбирая тему «Политический бизнес», писатель исследует рынок и убеждается, что книги по данному вопросу никто не создал. Конечно, идти по неосвоенному пути ему будет сложнее, однако и потенциальный успех книги более реален из-за новизны тематики и авторских подходов. Следует также подчеркнуть значимость для коммерческого успеха названия литературного труда, которое бы, с одной стороны, отражало в полной мере содержание работы, с другой – привлекало читателя какими-либо особенностями (таинственностью, поэтичностью, юмором, парадоксальностью и т.д.).
Обратимся теперь к концепции ориентации на книгу (статью) и на читателя (потребителя). Отходя от маркетинговой терминологии, можно простыми словами объяснить ситуацию так: что делать вначале – писать книгу по своему вкусу, а потом пытаться ее продать, или заручиться вначале поддержкой и одобрением издателей, а уже потом приступать к написанию книги.
Продолжение: Бизнес-планирование в писательской деятельности (Часть 2)