Следующим типом деловой организации является единоличное владение. Единоличное владение – это предприятие, находящееся в собственности одного лица, имеющего все права на полученную в результате хозяйственной деятельности прибыль и полностью ответственного за любые убытки, которые несет предприятие.
Единоличное владение, как правило, образуется на базе индивидуального предпринимателя, дела которого пошли успешно. Почему возникает необходимость индивидуалу образовывать новую форму ведения бизнеса? Рассмотрим этот процесс на конкретном примере. Пусть индивидуальный предприниматель занимается торговлей. На собственные и заемные средства он закупает товар в другом регионе, привозит его и реализует на рынке в розницу. В этом варианте предприниматель вынужден сочетать в одном лице сразу несколько функций:
- Ему необходимо знать, какой именно товар, по какой цене и какого качества следует купить, чтобы его можно было с выгодой продать (назовем эту функцию маркетинговой);
- Предприниматель должен правильно распоряжаться своими денежными средствами, а также заемными ресурсами; создавать определенный резервный (страховой) фонд, разумно сочетать пропорции по оплате труда и оборотным средствам, правильно уплачивать налоги и делать платежи во внебюджетные фонды (назовем эту функцию «управление финансами»);
- Предпринимателю следует выбрать себе надежных партнеров по бизнесу, обладающих необходимыми личностными качествами и профессиональными знаниями (кадровая функция);
- Предприниматель должен выбрать производителя и средства доставки товара, страховки и охраны его в пути (функция материально-технического обеспечения);
- Предприниматель должен уметь правильно выбрать цену товара, время и место торговли (торговая функция).
Очевидно, что выполнение всех перечисленных функций – очень большая нагрузка на одного человека по двум основным причинам:
- Во-первых, из-за значительного круга обязанностей;
- Во-вторых, из-за недостатка знаний при выполнении некоторых функций.
Отмеченные причины, а также желание увеличить прибыль, вынуждают индивидуального предпринимателя переходить к качественно новой форме организации бизнеса – образованию частного предприятия; нанимать на работу людей с необходимыми знаниями, навыками и опытом, которые бы дополняли его самого и брали часть функций на себя. Теперь уже владелец такого предприятия по большей части выполняет функции организатора и менеджера, не участвуя непосредственно в закупках, транспортировке или продаже товара. В его предприятии формируется внутрифирменная специализация, когда каждый работник отвечает лишь за свой участок работ.
Преимуществами единоличного владения является то, что это достаточно простой вид организации предпринимательской деятельности, а также то, что владелец частного предприятия самостоятельно принимает решения, что обусловливает их оперативность и свободу действий. Поскольку получаемый владельцем доход зависит от успешной деятельности предприятия, здесь присутствует сильный стимул вести дела эффективно.
Несомненным достоинством единоличного владения является его удобство для семейного бизнеса. Статистика свидетельствует, что в развитых странах именно семейный бизнес составляет фундамент малого предпринимательства, – численность семейных фирм достигает 70-75% от общей массы функционирующих малых предприятий. Объясняется данный феномен несколькими обстоятельствами:
а) доверительными отношениями в среде родственников;
б) сохранением коммерческой тайны в узком кругу доверенных лиц; передачей секретов технологий только наследникам в лице членов семьи;
в) прибыль от предпринимательской деятельности целиком или в значительной мере поступает в собственность семьи;
г) вопросы распределения прибыли и инвестиций решаются в семейном кругу, с учетом нужд и перспектив всех членов семьи. Социальная поддержка друг друга является неотъемлемым элементом семейного бизнеса.
Помимо перечисленных преимуществ единоличному владению свойственны и определенные недостатки, которые отчасти являются продолжением достоинств. В частности:
- Как правило, финансовые ресурсы владельца частного предприятия недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти до крупных размеров. Так как среди частных предприятий процент банкротств относительно велик, коммерческие банки неохотно предоставляют им значительные кредиты;
- Осуществляя полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять все основные функции по управлению, маркетингу, продажам, закупкам, рекламе, по кадровым вопросам, техническим аспектам, которые могут возникнуть в процессе производства. Таким образом, все вопросы, требующие решения, замыкаются на владельце предприятия. Это порождает две основные проблемы: во-первых, очень напряженный ритм работы для владельца фирмы, и, во-вторых, невозможность развития широкой специализации, так как это подразумевает увеличение численности персонала;
- Наиболее существенный недостаток единоличного владения заключается в том, что владелец такого предприятия является субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что владелец рискует не только активами фирмы, но и своим личным имуществом. (В российской хозяйственной практике для предотвращения наступления неограниченной ответственности единоличное владение образуется в форме общества с ограниченной ответственностью с одним владельцем).
И все-таки, несмотря на отмеченные недостатки, основу малого бизнеса во многих развитых странах составляют именно индивидуальные частные предприятия. Их общее количество в значительной степени превышает численность других форм организации предпринимательской деятельности, в частности, партнерств (товариществ всех типов) и акционерных обществ. Так, например, к началу XXI века в США число единоличных владений составляло 73 % от общего количества фирм в экономике; в то же время количество партнерств составляло 9 %, а корпораций 18 %. Что же касается средних доходов, то показатели здесь следующие: единоличные владения – 42 тыс. долл. в год; партнерства – 166 тыс. долл. в год; корпорации – 2,1 млн. долл. в год (cм. рис.1).
Факт преобладания единоличных владений в структуре экономики развитых стран является прямым следствием достоинств малого бизнеса. Небольшие фирмы очень гибки, быстро адаптируются к новым экономическим условиям, динамично откликаются на новые вызовы и потребности хозяйственной системы. Им не свойственны косность и творческий застой, так как в среде малого предпринимательства велика конкуренция и всякое игнорирование новых потребностей и веяний чревато потерей прибылей и банкротством.