Повышение доходности имеющегося бизнеса – всегда актуальная и значимая тема для владельца предприятия. Более того, предприятие рассматривается его владельцем как своеобразный ресурс, с помощью которого обеспечивается определенный поток прибыли. Преобразуя этот ресурс, можно менять величину прибыли. Например, предприятие как ресурс имеет свою рыночную цену, по которой его готовы купить те или иные покупатели. Продав свой бизнес, предприниматель инвестирует полученные финансовые ресурсы в какой-либо иной бизнес, в ценные бумаги, в драгоценные металлы, депозиты, в произведения искусства, в недвижимость, то есть в те активы, которые, по его мнению, будут приносить больший доход при более низких издержках.
Продажа бизнеса для предпринимателя – крайний вариант. На практике широко используется и многие другие модели повышения доходности бизнеса за счет продажи или аренды отдельных прав или активов материального и нематериального характера. Такой подход бывает весьма выгоден как для владельца прав (активов), так и для их приобретателя.
Рассмотрим основные варианты реорганизации бизнеса с целью повышения его доходности.
1. Франчайзинг. Представим себе предприятие с успешным и доходным бизнесом, известной торговой маркой и обширной клиентурой. Это предприятие обслуживает конечных потребителей в сфере быстрого питания (фаст фуда). Доходность бизнеса является приемлемой, но его владельцы хотят большего и в результате появляется идея продавать всем желающим на определенных условиях:
а) право на использование торговой марки компании;
б) ноу-хау в области приготовления фирменных блюд;
в) управленческие и организационные схемы внутрифирменных взаимодействий и работы с поставщиками.
Иными словами, предлагается за определенную плату создавать бизнес по своему образу и подобию, то есть фактически «клонировать» его. Выгода при этом обоюдная: с одной стороны, компания-продавец получает постоянные отчисления за делегированные права (что увеличивает доходность бизнеса), с другой стороны, покупатель получает в свое распоряжение готовый бизнес с раскрученным брэндом.
Подобная схема «клонирования» бизнеса получила название франчайзинга (от фр. franchise – льгота). Франчайзинг – такая форма бизнеса, когда компания-владелец (франчайзор), осуществляет продажу пакета прав (франшизу) другому лицу (франчази).
В результате использования такой схемы франчайзор развивается не за счет строительства собственной филиальной сети, а посредством продажи франшизы желающим ее приобрести.
Здесь, конечно, имеются свои трудности и подводные камни. Они заключаются в опасности бесконтрольного тиражирования фирменных ноу-хау и снижения качества предоставляемого потребителям продукта. А это обстоятельство может подорвать весь бизнес в целом.
Чтобы этого не произошло, сторонами при передаче франшизы заключается договор о взаимных правах и обязанностях. Так, франчази берет на себя ответственность оплатить вступительный взнос и затем ежемесячно уплачивать часть дохода с оборота компании (так называемый роялти). Свой бизнес франчази контролирует самостоятельно. Функция франчайзора заключается в контроле качества продукции, проведении общих рекламных акций, осуществлении маркетинговых исследований.
Наиболее известный пример франчайзинга – система ресторанов компании Макдоналдс, владельцы которой продали франшизу на свой бизнес другим предпринимателям из многих стран мира. Торговая марка Макдоналдс хорошо известна и в России, где рестораны быстрого питания имеются во всех крупных городах (см. рис.1).
Для получения общего представления о требованиях к бизнесу и количественных показателях при продаже франшизы приведем пример фирмы Ростик’с, работающей в сфере фаст фуда.
Страна происхождения | Россия |
Тип сервиса-продукта | Предприятие быстрого обслуживания |
Год образования компании | 1993 |
Начало франчайзинговой деятельности | 1998 |
Количество собственных предприятий | 45 |
Количество франчайзинговых предприятий | 47 |
Первоначальный взнос | $25 000 — Москва и Московская область, $35 000 — регионы |
Необходимый начальный капитал | $200 000 |
Рекламный пай | От 2 до 5% от товарооборота |
Роялти | 6% от товарооборота |
Количество персонала на предприятии | От 15 человек |
Предоставляемая поддержка | Проведение экспертной оценки помещения или земельного участка под строительство ПБО, экономический анализ окупаемости финансовых вложений, консультации по строительству и разработке дизайна, обучение и профессиональная подготовка персонала, помощь в спецификации и закупке оборудования,, исключительные условия от лучших поставщиков продукции, проведение общенациональных рекламных кампаний и маркетинговых проектов |
Целевые регионы | Россия, страны СНГ и Балтии |
Требования к франчази |
|
Необходимые критерии будущего месторасположения учреждения | Хорошая видимость, близость к станциям метро, перекресткам, остановкам транспорта, оживленным транспортным магистралям, крупным деловым и торговым центрам, внутри торговых центров на 1-ом этаже или на территории ресторанного дворика. Удобные подъездные пути, возможность парковки. |
2. Аренда и лизинг. Иногда с целью увеличения доходности бизнеса владельцы предприятий прибегают к аренде, то есть предоставлению каких-либо материальных и нематериальных активов во временное пользование за определенную плату. В аренду могут сдаваться земельные участки, здания, помещения, оборудование, компьютерные программы, товарные знаки, права на аренду (субаренда).
Арендные отношения бывают весьма удобны начинающим предпринимателям, а также в условиях дефицита финансовых ресурсов, когда собственных и кредитных возможностей не хватает для приобретения производственных помещений, оборудования или офисов. В то же время сдача в аренду имущества и нематериальных активов выгодна для тех лиц, которые имеют временно свободные мощности и незадействованные ресурсы. С помощью аренды данные активы вовлекаются в оборот и начинают приносить доход своим владельцам. В отношениях аренды, таким образом, участвуют два лица – арендатор и арендодатель, каждого из которых устраивает сложившаяся система взаимоотношений в части получения дохода.
Особую форму арендных отношений представляет лизинг. Собственно термин лизинг происходит от англ. leasing – сдача в аренду, наем; однако это не обычная аренда, в которой участвуют два лица, а ее модифицированный вариант с тремя участниками. Необходимость введения третьего лица в отношения аренды рассмотрим на конкретном примере.
Компания-авиаперевозчик нуждается в приобретении новых самолетов, так как спрос на авиаперевозки постоянно возрастает как на внутренних, так и международных линиях. Однако стоимость только одного пассажирского лайнера превышает 50 млн. долл., а таких значительных сумм у компании-авиаперевозчика нет. Коммерческие банки не рискуют предоставлять кредиты на приобретение самолетов из-за длительного срока возврата и ненадежности вложений.
В затруднительном положении оказывается и компания-изготовитель самолетов. Высокая стоимость пассажирских авиалайнеров становится препятствием для их продажи небольшим авиаперевозчикам с ограниченной платежеспособностью. Таким образом, образуется известный разрыв между интересами пассажиров, авиаперевозчиков и производителей самолетов, которые не в состоянии самостоятельно разрешить возникшую коллизию.
Урегулировать конфликт интересов удается с помощью лизинговой компании, которая приобретает у предприятия-изготовителя пассажирский авиалайнер и передает его в аренду (с правом выкупа или без такового) компании-авиаперевозчику. За свои услуги лизинговая компания взимает оговоренный сторонами процент. Как видим, появление лизинговой компании преобразует отношения чистой аренды в целях облегчения спроса и предложения.
3. Присоединение, поглощение и выделение бизнеса. Интересы бизнеса заставляют предпринимателей постоянно рассматривать те или иные схемы кооперации с другими компаниями, заниматься поиском наиболее выгодных и надежных способов взаимодействия и ведения коммерческой деятельности. Важное место в подобной оптимизации бизнеса занимают варианты присоединения, поглощения и выделения бизнеса (так называемые сделки M&A – слияний и поглощений), которые бывают необходимы и целесообразны во многих случаях. Рассмотрим основные из них.
Присоединение. В практике предпринимательского дела нередки случаи, когда объединение усилий двух и более компаний повышает общую эффективность бизнеса, – снижаются расходы на управленческий персонал, понижаются производственные издержки, возникает экономия, вызванная масштабами производства. Например, существуют две компании, одна из которых является Интернет-провайдером, другая компания предоставляет услуги кабельного телевидения. Присоединение Интернет-провайдера к телекоммуникационной фирме несет с собой обоюдную выгоду, так как становится возможным высокоскоростной доступ в Интернет по оптоволоконным каналам кабельного телевидения, что высвобождает телефонные линии клиентов и обеспечивает предоставление более качественных услуг. При этом объединяется интеллектуальный потенциал двух компаний, интегрируются коммуникации, ресурсы используются более равномерно. Кроме того, объединенная компания сохраняет все лицензии, торговые марки и клиентскую базу с перспективой ее существенного расширения.
Схематично присоединение можно показать следующим образом (см. рис.2).
Как видим, при присоединении реализоваться схема, когда присоединенная фирма утрачивает статус юридического лица и становится ординарным подразделением компании.
Слияние. Реорганизация бизнеса может быть произведена и по схеме слияния, когда все коммерческие предприятия, входящие в состав нового комплекса, прекращают свое существование и на их основе образуется новое юридическое лицо (см. рис.3).
К вновь образованному юридическому лицу переходят все права и обязанности каждой из фирм (А, В, С), которые перестают существовать де-юре. Слияние предприятий происходит на основе договора, заключаемого между ними. В договоре прописываются взаимные обязательства, порядок и условия слияния. Поскольку объединяющиеся предприятия утрачивают статус юридического лица, вновь образованное лицо должно получить такой статус со всеми необходимыми процедурами и последующей государственной регистрацией.
Подобная консолидация предприятий, с образованием нового юридического лица, бывает полезна для расширения клиентуры, повышения доли рынков и увеличения конкурентоспособности существующих компаний. Объединенные предприятия диверсифицируют таким образом свою деятельность, делают бизнес более стабильным и эффективным. При этом новое название объединенных предприятий может сохранять узнаваемые черты знакомых брэндов – например, DaimlerCrysler, JPMorganChase и др.
Выделение. Новые юридические лица могут создаваться уже существующими предприятиями с различными целями – для обособления перспективного бизнеса в отдельную фирму, для повышения мотивации персонала, для оптимизации налогов и проч.
Выделенной фирме передается часть полномочий, прав и обязанностей материнского предприятия в соответствии с разделительным балансом. Таким образом происходит расширение бизнеса за счет использования опыта и активов ранее существовавшего предприятия. Вновь образованная фирма является, как правило, аффилированным (взаимосвязанным) лицом с материнским предприятием и осуществляет с ним «дружественный» бизнес в рамках единой управленческой стратегии.
Реорганизация бизнеса может осуществляться и за счет изменения организационно-правовой формы предприятия. Рассматривая трансформацию организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выше мы анализировали предпосылки и движущие силы подобных изменений. Здесь лишь подчеркнем, что реорганизация правовых конструкций предприятий может осуществляться в любую сторону. Так, закрытое акционерное общество не только может преобразоваться в ОАО, но возможно и обратное движение, когда акции данного ОАО перестают обращаться на открытом рынке, а количество акционеров сокращается до нескольких десятков. Если же все акции этого ОАО переходят в собственность одного лица, то предприятие фактически становится обществом с ограниченной ответственностью. Все отмеченные изменения в организационно-правовых формах предприятия могут происходить только де-факто (фактически), но могут быть зарегистрированы государственными органами в установленном порядке (де-юре).
Как видно из рассмотренных выше схем, бизнес не остается статичным и окостеневшим в своих организационных, управленческих и правовых конструкциях. Владельцы предприятий находятся в постоянном поиске путей повышения эффективности бизнеса и увеличения его доходности. С помощью инструментов реорганизации бизнеса расширяется клиентура предприятий, открываются новые перспективы и рынки.