Незаконное предпринимательство, осуществляемое во всех сферах экономики, несет в себе огромный деструктивный потенциал, который распространяется далеко за рамки одной лишь хозяйственной деятельности. Теневой бизнес смещает в негативную сторону этические ценности людей, снижает культуру предпринимательства, обостряет социальные проблемы, подрывает авторитет и финансовую базу государственной власти.
Иногда теневой бизнес, разрастаясь до угрожающих размеров, подминает под себя государственные и общественные институты, проводит своих ставленников в систему законодательной и исполнительной власти, заставляя всю страну или регион жить по своим особым, криминальным законам. Начинаясь с небольших объемов, теневой бизнес затем перерастает в крупномасштабное явление, с собственной структурой и организацией, внутренними законами и правилами поведения. По такому сценарию в свое время развивались события в Италии (при формировании неаполитанской каморры и сицилийской мафии), в США, в Колумбии, в Афганистане, в некоторых африканских странах.
Так, организованная преступность выросла в США из бутлегерского бизнеса. Внесенная в Конституцию США 21-я поправка вводила в 1920-1933-е годы сухой закон, который породил целую индустрию теневого бизнеса – производство и доставку алкогольных напитков в подпольные питейные заведения. После отмены сухого закона бутлегеры не исчезли, а образовали базу для разветвленных преступных группировок, занимавшихся игорным бизнесом, торговлей наркотиками, отмыванием денег и прочими видами преступной деятельности.
Но даже при гораздо более скромных масштабах теневой бизнес представляет собой реальную угрозу для экономики и общества, так как наносит ощутимый урон по самым разным направлениям. Рассмотрим в общих чертах механизм негативного воздействия теневого бизнеса на жизнедеятельность государства и общества, а также укажем на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством.
Уклонение от уплаты налогов. Вследствие того, что теневой бизнес функционирует, в основном, без какой бы то ни было государственной регистрации, налоги субъектами незаконного предпринимательства не выплачиваются. В результате государственный бюджет теряет огромные суммы, составляющие от 10 до 50% ВВП страны. Теряя столь внушительные суммы налоговых поступлений, государство утрачивает возможность решать многие жизненно важные проблемы – своевременно повышать заработную плату государственным служащим, обеспечивать населению необходимые социальные гарантии, в полном объеме финансировать армию, правоохранительные органы, научные исследования, здравоохранение и образование.
Вследствие уклонения от налогообложения теневым бизнесом легальные производители вынуждены нести повышенную фискальную нагрузку, выплачивая налоги как за себя, так и за тех, кто не желает этого делать. Иными словами, перевод хотя бы части теневого бизнеса в сферу легитимного предпринимательства позволяет властям ослабить общее налоговое бремя при одновременном решении насущных социальных проблем.
Снижение конкурентоспособности легального бизнеса. Незаконное предпринимательство оказывает мощное деструктивное воздействие на сферу легального бизнеса. В связи с тем, что субъекты теневой предпринимательской деятельности не выплачивают налогов, их бизнес получает определенные конкурентные преимущества по сравнению с законопослушными предпринимателями. Имея более низкую себестоимость продукции, теневой бизнес в состоянии назначать более низкие цены по сравнению с легальными производителями. Там, где теневой бизнес чувствует себя вполне комфортно, легальные производители терпят убытки и постепенно вытесняются с рынка. В конце концов, перед законопослушными производителями встает дилемма: или сворачивать бизнес, или уходить в сферу незаконного предпринимательства.
Социальная защита работников, занятых в сфере теневого бизнеса. Значительная часть теневых предпринимателей и наемных работников, вовлеченных в сферу теневого бизнеса, оказываются за рамками государственной системы социального страхования. Осуществляющие нелегальную предпринимательскую деятельность субъекты теневого бизнеса не производят никаких отчислений в фонды медицинского, пенсионного и социального страхования. На людей, занятых незаконной предпринимательской деятельностью, не распространяются социальные гарантии в части ограничения продолжительности рабочего дня, вредных и опасных условий труда, оплаты больничных листов, отпускных периодов.
Казалось бы, правомерно рассуждение – раз эти люди добровольно выбрали для себя теневой бизнес, пусть пожинают плоды своей незаконной деятельности. Иными словами, отсутствие социальных гарантий – своеобразная плата за экономию на налогах и платежах в соответствующие фонды. Однако на деле такая прямолинейная логика дает отрицательные результаты. Люди, оставшиеся без средств к существованию, вынуждены заниматься криминальной деятельностью, бродяжничеством, попрошайничеством и воровством. Социальная и культурная среда таких индивидов служит благоприятной почвой для распространения наркомании, проституции, СПИДа, туберкулеза и других опасных болезней. Разрастание подобных контингентов крайне нежелательно для государства и общества по причинам экономического, политического, этического характера. Для государственной власти предпочтительнее обеспечить данный контингент минимальными социальными гарантиями, нежели допускать бесконтрольное развитие ситуации в негативном направлении.
Концентрация финансовых ресурсов в сфере теневого бизнеса и проникновение криминала во власть. Накопление крупных денежных ресурсов в недрах незаконного бизнеса создает качественно новую ситуацию, когда представители теневого капитала начинают активно проникать во властные структуры. Движущей силой подобного проникновения являются такие мотивы, как:
- Повышение социального статуса организаторов теневого бизнеса;
- Обеспечение дополнительной правовой защиты в части неприкосновенности личности;
- Приобретение связей и влияния во властных структурах;
- Лоббирование интересов теневого бизнеса;
- Получение конфиденциальной и оперативной информации, имеющей большую ценность для теневого бизнеса.
Проникая в структуры законодательной и исполнительной власти, представители теневого бизнеса активно продвигают свои интересы, блокируя всякие попытки реальной борьбы с взяточничеством, коррупцией, нарушением норм честной конкуренции, уклонением от уплаты налогов и прочими незаконными действиями. Находясь на руководящих должностях в исполнительной власти, ставленники теневого бизнеса оказывают покровительство теневым структурам, принимают предвзятые решения по широкому кругу вопросов, связанных с приватизацией, получением бюджетных средств и государственных заказов, земельных участков и эксклюзивных прав.
Увеличение объемов торговли продуктами низкого качества. Производимая теневым бизнесом продукция оказывается, чаще всего, низкого качества вследствие того, что предприниматели-теневики заменяют качественные и дорогостоящие ингредиенты более дешевыми и менее качественными компонентами. При этом многие виды товаров и услуг, производимых теневым бизнесом, представляют реальную опасность для потребителей, нередко угрожая их жизни и здоровью.
Ошибки в государственном управлении. Латентность теневой экономики, ее непрозрачность для статистического учета, децентрализованность и фактическая бесконтрольность со стороны правительственных органов, негативно влияют на качество управленческих решений властей любого уровня. Неопределенность масштабов теневого бизнеса затрудняет точную оценку таких социально-экономических показателей, как ВВП и ВРП, уровень доходов и качество жизни населения, количество безработных и социально незащищенных людей. Субсидии и дотации, выделяемые из государственного бюджета для помощи населению с низкими доходами, могут попадать к людям с доходами выше средних. Пособия по безработице часто выплачиваются лицам, занятым в сфере теневого бизнеса.
Помимо перечисленных направлений, по которым теневой бизнес наносит существенный ущерб экономике, можно также упомянуть такие деструктивные механизмы воздействия, как утечка капиталов за границу, неравномерное распределение доходов в различных слоях населения, подрыв доверия к государственной власти, нарастание социальной напряженности в обществе. Очевидно, что все вышеперечисленные нами последствия расширения сферы деятельности теневого бизнеса наносят огромный моральный и материальный ущерб государству, обществу, легальному предпринимательству. Учитывая это обстоятельство, властные структуры практически во всех странах мира ведут активную борьбу с теневым бизнесом.
Способы борьбы с теневым бизнесом
Теневой бизнес представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества. От масштаба незаконной предпринимательской деятельности, ее структуры и организации зависят способы борьбы с этим экономическим феноменом. Помимо этого, теневой бизнес практически в каждой стране или отдельно взятом регионе имеет свою национальную и культурную специфику, ареалы преимущественного распространения и степень вовлеченности в него населения. С учетом национального менталитета, особенностей местных обычаев и норм законодательства формируются способы борьбы с теневым бизнесом, определяется соответствующий инструментарий и приоритетные направления деятельности.
Инициаторами борьбы с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации (см. рис.1).
Наибольший ущерб от функционирования незаконного предпринимательства несет государственная власть, население, предприниматели и предприятия, ведущие свой бизнес на законных основаниях.
Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трех основных направлениях:
- На предотвращении втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников;
- На мерах по сокращению численности контингента незаконных предпринимателей;
- На формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.
По первому направлению государство действует следующим образом. Во-первых, средствами рекламы и пропаганды создается негативный образ теневому бизнесу, через СМИ подчеркивается его вредное воздействие на экономику и общество, указывается на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу. Во-вторых, правоохранительными органами ведется активная профилактическая работа по предотвращению незаконного предпринимательства. В-третьих, пресекается нелегальная предпринимательская деятельность на стадии ее формирования, а ее организаторы берутся на учет и подвергаются административным наказаниям.
Сокращение численности незаконных предприятий и предпринимателей осуществляется за счет оперативно-розыскных мер правоохранительных органов, связанных с задержанием и наказанием (в том числе уголовным) организаторов теневого бизнеса.
Третье направление борьбы с теневым бизнесом включает в себя создание благоприятных условий для развития легитимного предпринимательства. Государственные органы совместно с представителями общественных организаций и легального бизнеса вырабатывают систему организационных, правовых, финансовых и иных мероприятий, связанных с облегчением функционирования официально зарегистрированных коммерческих структур. В перечень мер, улучшающих среду бизнеса, входят:
- Улучшение налогового климата;
- Снижение административного давления на легальный бизнес;
- Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств криминальных структур и недобросовестных государственных чиновников;
- Помощь в кредитовании бизнеса;
- Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах;
- Создание системы бизнес-инкубаторов, обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов.
С целью увеличения эффективности мер по борьбе с теневым бизнесом, государственными структурами привлекаются к сотрудничеству в данном вопросе такие заинтересованные стороны, как легальный бизнес и общественные организации.
Легальный бизнес, как нами отмечалось выше, весьма заинтересован в снижении доли теневого предпринимательства. Обладая значительными финансовыми ресурсами, кадровым потенциалом, влиянием на общественное мнение, предпринимательские объединения и союзы вносят свой вклад в борьбу с теневым бизнесом. Конкретно это проявляется в том, что:
- Легальный бизнес включает во внутренние кодексы корпоративной этики соответствующие положения, касающиеся недопустимости таких действий, как уклонение от уплаты налогов, подкуп должностных лиц, СМИ, судебных органов;
- Предпринимательские объединения, ассоциации и союзы, действующие на легитимной основе, самостоятельно регулируют поведение своих членов, при необходимости применяя к нарушителям штрафные санкции и меры дисциплинарного характера;
- Легальный бизнес отказывается от сотрудничества с предпринимателями-теневиками, тем самым затрудняя их деятельность, а также работу теневого бизнеса в целом;
- Под патронажем легального бизнеса осуществляются научные исследования по различной тематике, связанной с теневым бизнесом, даются юридические консультации юридическим и физическим лицам по вопросам противодействия незаконному предпринимательству, защиты прав потребителей и интеллектуальной собственности;
- Легальный бизнес осуществляет большую профилактическую и разъяснительную работу по широкому спектру вопросов, связанных с незаконным предпринимательством. На веб-сайтах предпринимательских организаций и объединений, а также в СМИ публикуются соответствующие статистические данные, аналитические статьи и иные материалы.
Очень важна в борьбе с теневым бизнесом поддержка широких масс населения, которая осуществляется как в индивидуальном порядке отдельными активистами, так и посредством включения в противостояние теневому бизнесу общественных организаций. В настоящее время существует большое количество международных и национальных общественных организаций, прямо или косвенно противодействующих теневому бизнесу. К таким организациям относятся:
- Всемирная организация труда и соответствующие национальные организации, отстаивающие интересы наемных работников. Поскольку у лиц, занятых в теневом секторе, многие права нарушаются (право на медицинское и пенсионное страхование, на отпуск по беременности, на безопасные условия труда и проч.), указанные организации всячески противодействуют незаконному предпринимательству, добиваясь перевода трудовых отношений в законное русло;
- Всемирная организация интеллектуальной собственности и родственные ей ассоциации и союзы также выступают единым фронтом против теневого бизнеса, так как многие сферы незаконного предпринимательства основаны на копировании литературных и музыкальных произведений, программных продуктов, видеофильмов и иных материалов. Отстаивая законные интересы авторов этих произведений, соответствующие организации принимают необходимые меры против теневого бизнеса;
- Международное общество защиты прав потребителей, а также национальные организации аналогичного назначения ведут интенсивную борьбу с теневым бизнесом, представители которого каждодневно нарушают права покупателей и потребителей их продукции. Осуществляя практическую помощь населению, общества защиты прав потребителей выполняют огромный объем работы по судебному преследованию изготовителей некачественной продукции, произведенную с нарушением установленных законом норм и правил;
- Научные организации и фонды. В направлении противодействия теневому бизнесу объемная работа проводится международными научными фондами (фондом Макартуров, Карнеги, Форда и др.) и при реализации соответствующих научных программ (например, в рамках программы TACIS). Под эгидой этих организаций и программ осуществляется финансирование научных грантов и исследований, посвященных теневой экономике, проводятся научно-практические конференции, симпозиумы, семинары и круглые столы, выпускается научная и научно-популярная литература по проблемам функционирования теневого бизнеса.
Осуществляя деятельность по всем указанным направлениям, общественные организации вносят существенный вклад в работу по противодействию теневому бизнесу.
Интересно было бы в количественном выражении данные по РФ увидеть.