Управление бизнесом как наука

На протяжении длительного периода считалось, что управление бизнесом – очень индивидуальный процесс, зависящий как от типа предпринимательской деятельности, так и личности предпринимателя, его таланта, целеустремленности, подбора компаньонов. В самом деле, производство станков и оборудования резко отличается, например, от транспортного бизнеса, а торговля ценными бумагами – от сельского хозяйства. Успешность или неудачи в бизнесе объяснялись знаниями и умениями организатора того или иного коммерческого начинания, его энергией и предприимчивостью. А раз эффективность бизнеса это следствие субъективных факторов и черт характера, привязанных к личности предпринимателя, то говорить здесь о научном подходе, который основан на установлении общих закономерностей и воспроизводимости опыта, говорить не приходится.

Такое мнение господствовало довольно долго, и лишь к последней четверти XIX века в подходах к управлению бизнесом наступил определенный перелом. Открытия в естественных и точных науках, развитие научно-технического прогресса и социально-экономических наук, заставили ученых и практиков по-новому взглянуть на управленческую науку.

Понять специфику становления управленческой науки нам поможет краткий экскурс в прошлое.

Главной движущей силой в бизнесе всегда было получение прибыли. А увеличить прибыль в условиях рыночной конкуренции можно, в основном, за счет повышения производительности труда. Эта главнейшая задача – сделать больше за меньшее время – направляла управленческую мысль в два основных русла:

  • во-первых, заставляла увеличивать степень интенсивности живого труда, стимулируя или принуждая персонал трудиться более производительно;
  • во-вторых, использовать достижения науки, технологические и организационные инновации, внедряя их в производственные процессы (см. рис.1)
Рис.1. Персонал и инновации в системе управления бизнесом.

Рис.1. Персонал и инновации в системе управления бизнесом.

В течение долгого времени предприниматели акцентировали свое внимание и усилия на первом направлении, беспощадно эксплуатируя наемных работников, принуждая их трудиться с полной отдачей сил за низкую заработную плату.

Однако такое действие повлекло за собой ответную реакцию, когда в промышленно развитых странах рабочий класс стал отстаивать свои права, как в части оплаты труда, так и в плане ограничения продолжительности рабочего времени. Необходимы были новые подходы для того, чтобы наемные работники трудились интенсивно не по принуждению, а по собственной инициативе.

Чтобы воплотить этот принцип в жизнь, нужны были свежие организационные концепции, требовалась новая управленческая парадигма. И она стала формироваться под разными названиями – в США она получила название «менеджмент», во Франции «административная наука», в России – научная организация труда (НОТ).

Смысл новой, формирующейся науки об управлении бизнесом был в целом ясен – добиться улучшения производственных процессов за счет всех имеющихся ресурсов – труда, капитала, организационных и технических инноваций. Однако при ближайшем рассмотрении эта новая наука рассыпалась, как карточный домик, на целый ряд составляющих ее наук о человеке, о теории принятия решений, об автоматизации технологических процессов, о творчестве и инновациях, о взаимодействии людей и их коллективов и о многом другом. Эта новая наука об управлении бизнесом вбирала в себя, как губка, целый спектр прочих наук по самым разным отраслям знания – и от этого ее пределы становились размытыми и необъятными.

Этот коктейль из множества наук, смешиваясь с такими личностными качествами организатора бизнеса как лидерство, творчество, обаяние, коммуникабельность, изобретательность и предприимчивость, как раз и составляют суть феномена управления бизнесом. Сводить его к какой-либо одной науке, пусть даже комплексной и многогранной, коей является современный менеджмент, было бы неправильно. Мне представляется, что использование термина НОТ, введенного представителями российской школы управления производством, было бы более правомерным, хотя тоже не до конца валидным.

Весьма сложной задачей является попытка формализовать главного субъекта управления в бизнесе – менеджера. Для управления бизнесом и коллективами людей он должен обладать целым букетом природных данных, приобретенных знаний и опыта (см. рис.2).

Рис.2. Составные части работы менеджера в системе управления бизнесом.

Рис.2. Составные части работы менеджера в системе управления бизнесом.

И конечно, чтобы управлять другими людьми и производственными процессами, менеджер или организатор бизнеса должен уметь управлять собой. Таким образом, здесь мы должны говорить еще об одной науке, получившей название self-management (самоменеджмент).

Попытки идентифицировать все науки, входящие в систему управления бизнесом, неизбежно ведут нас к нескончаемому перечню теоретических и практических дисциплин, касающихся всех аспектов бизнес-деятельности. Как следствие, попытки дать исчерпывающее и краткое определение деятельности по управлению бизнесом будет либо неполным, либо слишком длинным. Как говорили римляне Omnis defenitio periculosa est (лат.) − Всякое определение опасно, нет единой адекватной дефиниции. Учитывая римскую мудрость, предпочтем краткость в формулировке и определим, что управление бизнесом – это воздействие на него и получение нужного результата в соответствии с поставленными целями.

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

 

 

 

 

 

Зарождение менеджмента как науки

Управление бизнесом как наука

Цели и задачи менеджмента. Обеспечение доходности предприятия

Менеджмент как наука и профессия

Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта

Предприниматели и менеджеры: соотношение интересов и мотивация

Информационные ресурсы в менеджменте

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.2: А.К. Гастев

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.3: Н.А. Витке

Школы менеджмента

Школа научного управления

Административная (классическая) школа управления

Школа человеческих отношений

Эмпирическая школа

Школа поведенческих наук (бихевиоризм)

Математическая школа управления

Современные подходы к бизнес-менеджменту

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.