В разговорной речи россияне нередко используют выражение «Бог шельму метит», имея в виду некие специфические признаки, указывающие на отрицательные черты характера человека (в редких случаях — животного). Обычно речь идёт о родимых пятнах, мимических морщинах, шрамах, родинках, татуировках и иных индивидуальных признаках. В основе таких представлений русских людей было как религиозное мировоззрение, так и практический опыт, наблюдения. Конечно, внешние атрибуты могут приводить к большим ошибкам и неверным выводам, тем не менее фразеологизм «Бог шельму метит» закрепился в повседневном общении и до сих пор активно используется.
Какие же смыслы вкладывались в выражение «Бог шельму метит» в стародавние времена? Есть ли отличия от современных трактовок? Кого два-три века назад называли шельмой? И как современная физиогномика перекликается с народными наблюдениями прошлых столетий?
Для аргументированного ответа на поставленные вопросы традиционно обратимся к обширным знаниям Владимира Даля и главному труду его жизни — Толковому словарю живого великорусского языка.
Открываем четвёртый том словаря Даля 1882 года издания и читаем. Шельма, шельмак, шельмец — плут, мошенник, обманщик, пройдоха, продувной, отъявленный негодяй. Он меня шельмовски обманул! Шельмовать кого — оглашать мерзавцем, обесчестить, поругать. Его народ на базаре ошельмовал, уличил в обмере. Он ошельмован палачом — лишён по суду всех прав. (Т.4, с.628).
Из пояснений В.И. Даля мы видим, что шельма, шельмец — это не просто человек с характерными индивидуальными особенностями — скажем, бельмом, косоглазием, родинками, веснушками, ожогами, шрамами, а человек бесчестный, лживый, плутоватый.
Но как же такого человека метит Бог? Прежде всего, меняет лицо, физиономию. Русские люди считали, что лик, облик, обличье, выражение лица указывают на духовные качества личности. Лицо человека представитель высших духовных даров: лоб — небесная любовь; глаза — разуменье; уши — понимание и послушание; нос — постижение добра; щёки — постижение духовных истин; рот — мысль и ученье; губы — духовная хвала. (Т.2, с.258).
Для тех людей, кто становился на путь обмана, мошенничества, плутовства Бог предусматривал изменения в лице и внешнем виде. Это выражалось в недовольном выражении лица, появлении мимических морщин и проч. Все эти «метки» и характеризовали шельму. Сейчас мы говорим более научно: «Все мы после 40 лет ответственны за своё лицо». Эта же фраза два-три века назад звучала иначе: «Бог шельму метит».
См. также: Происхождение русских фразеологизмов