Россияне довольно часто применяют выражение «На Бога надейся, а сам не плошай» в ситуациях, когда хотят подчеркнуть важность собственной инициативы, смекалки, целеустремлённости, а не одного лишь упования на действие высших сил, судьбы, фатума. Например, фаталист заявляет, что всё в руках Божьих, все события заранее предопределены, на что православный верующий отвечает: «На Бога надейся, а сам не плошай!».
В этом кратком фразеологизме выражена квинтэссенция философии русского человека, который одновременно верит в Бога, но не полагался в практической деятельности только лишь на божественное предопределение, предустановленность хода событий и будущих результатов.
Выражение «На Бога надейся, а сам не плошай» является весьма древним; ему, как минимум два столетия. Каким был его смысл в 18-19 веках? Что означало слово «плошай»?
На поставленные вопросы аргументированно ответим с помощью Толкового словаря живого русского языка Владимира Даля, в котором автор собрал и объяснил 200 тысяч слов и 30 тысяч поговорок.
Открываем первый том словаря Даля 1880 года издания и читаем. Бог — Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель Вселенной. Какова вера, таков у неё и Бог. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. На Бога надейся, а сам не плошай. Бог-то Бог, да и сам не будь плох. (Т.1, с.103).
В.И. Даль не даёт никаких пояснений по поводу выражения «На Бога надейся, а сам не плошай», предоставляя читателю самому определить смысл данной народной мудрости. Для этого нам потребуется понимание слова «плошай», которое находим в третьем томе словаря.
Плошать — быть неосторожным, надеяться на авось, быть беззаботным, несметливым, зевать, не видеть или не слышать, не знать должного, или не принять где нужных мер. Богу молись, а в делах не плошись. (Т.3, с.129-130).
Как видим, уже в первой половине 19-го века выражение «На Бога надейся, а сам не плошай» активно использовалось. В ходу были и иные, аналогичные по смыслу фразеологизмы: «Бог-то Бог, да и сам не будь плох», «Богу молись, а в делах не плошись». В них заложена идеология свободы воли человека, которая никак не противоречит вере в Творца. Хотя приводит В.И. Даль и ироническую поговорку: «Карманный Бог помилует» — откуплюсь. (Т.1, с.103).
В настоящее время смысловое наполнение выражения «На Бога надейся, а сам не плошай» не изменилось; его россияне применяют в широком и узком смысле — как идеологический и философский принцип, а также как указание на важность инициативы в достижении поставленной цели.
См. также: Происхождение русских фразеологизмов