Россияне довольно часто применяют выражение «На Бога надейся, а сам не плошай» в ситуациях, когда хотят подчеркнуть важность собственной инициативы, смекалки, целеустремлённости, а не одного лишь упования на действие высших сил, судьбы, фатума. Например, фаталист заявляет, что всё в руках Божьих, все события заранее предопределены, на что православный верующий отвечает: «На Бога надейся, а сам не плошай!».
В этом кратком фразеологизме выражена квинтэссенция философии русского человека, который одновременно верит в Бога, но не полагался в практической деятельности только лишь на божественное предопределение, предустановленность хода событий и будущих результатов.
Выражение «На Бога надейся, а сам не плошай» является весьма древним; ему, как минимум два столетия. Каким был его смысл в 18-19 веках? Что означало слово «плошай»?
На поставленные вопросы аргументированно ответим с помощью наиболее авторитетных и уважаемых источников — Словаря Академии Российской, вышедшего в свет в 1789-1794 гг. под редакцией княгини Екатерины Дашковой и Толкового словаря живого русского языка Владимира Даля 1880-1882 гг. издания, в котором автор собрал и объяснил 200 тысяч слов и 30 тысяч поговорок.
В нашем первом отечественном толковом словаре — Словаре Академии Российской читаем: Богу молись, а сам не плошись. Пословица, изъявляющая, что всяк, моля Бога о помощи, к служению, к званию своему всеми силами прилежать должен. (Словарь Акад. Росс., Ч.1, СПб., 1789, с.249).
В 18-ом веке пословица «Богу молись, а сам не плошись» уже существовала и активно использовалась, хотя и в несколько иной форме.
Теперь открываем первый том словаря Даля 1880 года издания и читаем. Бог — Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель Вселенной. Какова вера, таков у неё и Бог. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. На Бога надейся, а сам не плошай. Бог-то Бог, да и сам не будь плох. (Т.1, с.103). Веселися, смейся, на Бога надейся, а сам не плошись. (Т.1, с.186).
В.И. Даль приводит пословицу «На Бога надейся, а сам не плошай», но никак не поясняет её смысла. Таким образом он поступал в тех случаях, когда значение пословицы или поговорки было известно всем. А раз так, то зачем раздувать объём словаря, в котором насчитывается 30 тысяч пословиц и поговорок?
Плошать — быть неосторожным, надеяться на авось, быть беззаботным, несметливым, зевать, не видеть или не слышать, не знать должного, или не принять где нужных мер. Богу молись, а в делах не плошись. (Т.3, с.129-130).
Как видим, уже в первой половине 19-го века выражение «На Бога надейся, а сам не плошай» активно использовалось. В ходу были и иные, аналогичные по смыслу фразеологизмы: «Бог-то Бог, да и сам не будь плох», «Богу молись, а в делах не плошись». В них заложена идеология свободы воли человека, которая никак не противоречит вере в Творца. Хотя приводит В.И. Даль и ироническую поговорку: «Карманный Бог помилует» — откуплюсь. (Т.1, с.103).
В настоящее время смысловое наполнение выражения «На Бога надейся, а сам не плошай» не изменилось; его россияне применяют в широком и узком смысле — как идеологический и философский принцип, а также как указание на важность инициативы в достижении поставленной цели.
См. также: Происхождение русских фразеологизмов

В.В. Галкин, д.э.н., проф.