В повседневной речи россиян, в художественной литературе, в кинофильмах можно встретить выражение «На кой ляд?» или его модификации «На кой ляд тебе это нужно?», «На кой ляд ты это сделала?», «За каким лядом вы туда пошли?». Фразеологизм «На кой ляд?» говорящие употребляют в тех случаях, когда хотят усилить эмоциональный эффект от вопросов типа «Зачем вам это понадобилось?», «Какого хрена?» или «Какого чёрта (дьявола)?».
Интересно, что же означает слово ляд? Откуда же пошло это выражение — может быть, от Маяковского, написавшего известное стихотворение «Кому и на кой ляд целовальный обряд»? Или изречение «На кой ляд?» гораздо старше знаменитого пролетарского поэта?
Для аргументированного ответа на поставленные вопросы традиционно воспользуемся наиболее качественными и авторитетными источниками — Словарём Академии Российской, вышедшим в свет в 1789-1794 гг. под редакцией княгини Екатерины Дашковой и Толковым словарём живого великорусского языка Владимира Даля в его классическом издании 1880-1882 гг.
Вначале заглянем в наш первый отечественный толковый словарь — Словарь Академии Российской. В Части 3 читаем: Ляд — в просторечии — несчастие, неудача. На всё ляд пришёл. Лядящий, лядящая — худой, малогодный. Лядящая лошадь. Лядящий товар. (Словарь Акад. Росс., Ч.3, СПб., 1791, с.1385).
В 18-ом веке выражение «На кой ляд» означало — на какое несчастье (неудачу) ты это сделал?
Теперь открываем второй том словаря Даля 1881 года издания и узнаём, что в 19-ом веке слово ляд было двузначно. Ляд, множественное ляды — 1) хлысты и скопцы, в значении лядеть — худеть, тощать. Ну её к ляду, собаку эту, она зря мечется на человека! 2) тяжкая и безобразная болезнь, проказа и прочие. (Т.2, с.286).
Как следует из разъяснений В.И. Даля, ляд, ляды — это скопцы, представители экстремистского религиозного направления (секты), выделившейся из христоверия в 1760-1770-е гг. и получившего распространение среди крестьян, которые оскопляли себя (кастрировали). Они называли это «огненным крещением» и надеялись, что будут спасены после Страшного суда. Скопцы ссылались на Евангелие от Матфея, где говорится: «Есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного» (Мф. гл.19, стих 12).
В выражении «На кой ляд?» чётко прослеживается вопрос к фанатично настроенным людям: «Зачем?», «Это крайне глупо, противоестественно идти против человеческой природы».
С 18-го века выражение «На кой ляд?» приобрело в русском народе аллегорию бессмысленно и ненужной жертвы, верха глупости, которая стала эталоном для любых сравнений.
См. также: Происхождение русских фразеологизмов

В.В. Галкин, д.э.н., проф.