Выражение «С медведем дружись, а за топор держись» россияне употребляют в тех случаях, когда хотят назидательно и образно указать на необходимость разумной предосторожности, критического отношения к дружелюбию кого-либо из сильных мира сего — высоких начальников, политиков, знаменитостей, криминальных авторитетов, разного рода конкурентов. Иногда эту народную мудрость, выраженную в форме пословицы, применяют к отношении стран, военно-политических блоков, крупных корпораций, экономических союзов.
Каким же в стародавние времена был образ медведя в понимании русского человека? Почему от него надо было держаться подальше, если даже медведь был дрессированным, который танцевал и веселил толпу на ярмарках? Может быть, в России были специальные школы для медведей, где животных готовили для зарабатывания денег и там происходили трагические случаи с нападениями медведей? Или пословица «С медведем дружись, а за топор держись» является всего лишь аллегорией?
Для аргументированного ответа на поставленные вопросы традиционно обратимся к наиболее качественным и достоверным источникам — Словарю Академии Российской, изданному в 6-ти частях в 1789-1794 гг. под редакцией княгини Екатерины Дашковой и Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля в 4-х томах 1880-1882 гг. издания.
Вначале уточним образ медведя в нашем первом отечественном толковом словаре — Словаре Академии Российской, над составлением которого 11 лет трудился авторский коллектив из 64 специалистов — лучших умов своего времени.
В Части 4 Словаря читаем: Медведь — зверь, который бывает до 6 футов; голову имеет толстую, рыло тупое, короткий хвост, шерсть осистую, чернобурую; лапы, вооружённые сильными когтями. Кормится наиболее другими крупными зверями и их трупами. Добычу свою повергает на землю лапою, и сперва высасывает из неё кровь, а чего не сожрёт, то зарывает в землю. Бегает прытко иноходью; лазит также и на деревья. Зимою лежит в берлоге без пищи. Самка носит токмо по одному медвежонку. Водится в наибольшей части Европы и Азии по лесным и мало обитаемым местам. (Словарь Акад. Росс., Ч.4, СПб., 1793, с.74-75).
Как видим, медведь в представлении русского человека был силён и свиреп. Конечно, некоторые отъявленные смельчаки ходили на медведя с рогатиной, но это было крайне рискованное и опасное мероприятие; для кого-то оно оканчивалось весьма печально.
Теперь обратимся к трактовкам В.И. Даля. Под базовым словом медведь читаем: Медведь — ломака, ломыга, костоправ, потапыч, сергацкий барин, сморгонский студент ( в Сергаче и Сморгонах обучали медведей). Медведь пляшет, а цыган (поводырь) деньги берёт. Медведя побороть — большое затруднение; выпить большую кружку вина). (Т.2, с.311-312). С медведем дружись, а за топор держись. (Т.1, с.431).
Оказывается в России действительно были школы дрессировки медведей в Сергаче и Сморгоне. На современном гербе города Сергач Нижегородской области до сих пор представлен медведь (иногда держащий пару лаптей в лапе); в окрестных сёлах Сергача было несколько медвежьих школ. Была школа дрессировки медведей (Сморгонская медвежья академия) и в городе Сморгонь — ныне Республика Белоруссия. На гербе этого города мы также видим медведя с ошейником.
Не исключено, что пословица «С медведем дружись, а за топор держись» берёт своё начало именно из школ дрессировки медведей, хотя со 100-процентной уверенностью утверждать это невозможно.
В современной интерпретации выражение «С медведем дружись, а за топор держись» адресуется не к этому известному зверю, а к людям или враждебным силам вообще, т.е. держи ухо востро; будь начеку; бережёного Бог бережёт.
См. также: Происхождение русских фразеологизмов

Галкин В.В., д.э.н, проф.
