Выражение «Семь бед — один ответ» россияне ныне употребляют в тех случаях, когда хотят ярко и образно указать на то обстоятельство, что отвечать за свои действия так или иначе придётся, и уже не так важно, сколько этих бед — одной больше или меньше. Эту популярную поговорку можно встретить в художественной литературе, в кинофильмах, в масс-медиа, в повседневном общении людей.
И если со смысловым наполнением выражения «Семь бед — один ответ» всё более или менее понятно, то с его этимологией (происхождением) далеко не всё ясно и определённо. Когда возникло и вошло в обращение данное изречение — несколько десятилетий назад или ему два-три столетия? Почему бед именно семь? Что понимается под бедами — невезение, злой рок, болезни, плохие поступки, преступления, стихийные бедствия или что-то ещё? И почему ответ на множество бед только один? Как понималась эта поговорка изначально? Может быть, выражение «Семь бед — один ответ» имеет конкретного автора — поэта, писателя, баснописца?
Для аргументированного ответа на поставленные вопросы традиционно обратимся к энциклопедическим знаниям Владимира Даля и его знаменитому труду — Толковому словарю живого великорусского языка, вобравшего в себя 200 тысяч слов и 30 тысяч поговорок.
Открываем первый том словаря Даля 1880 года издания и читаем. Беда или бедство, бедствие — несчастный случай, несчастье; происшествие, приключение злыдарное, гибельное, несущее вред, убыток, горе. Придёт (пойдёт) беда, растворяй ворота. Беда не живёт одна. Беда на беду. Беда на смычке ходит — одна за другою. Беда поездом (гнездом) ходит. Где беда, там и Бог. Семь бед — один ответ. (Т.1, с.151-152).
Из трактовок В.И. Даля мы можем сделать ряд выводов. Во-первых, в первой половине 19-го века поговорка «Семь бед — один ответ» уже существовала; следовательно, ей не менее двух столетий. Во-вторых, многие поколения русских людей наблюдали, что беда, как правило, не приходит одна, а идёт чередой, гнездом, поездом (поездом в стародавние времена называли движение людей и повозок друг за другом — например, свадебный поезд или похоронный поезд). В.И. Даль приводит целый ряд поговорок на эту тему, подчёркивающих это народное наблюдение. В-третьих, выражение «Семь бед — один ответ» не имеет конкретного автора (при наличии такового В.И. Даль делает соответствующую отсылку — например, Крылов, Грибоедов).
Отметим также тот факт, что В.И. Даль не приводит понимания поговорки «Семь бед — один ответ», предоставляя дойти до её смысла самому читателю. Для этого нам потребуется понимание числительного семь и слова ответ.
Числительное семь в русских фразеологизмах аналогично по смыслу понятию много: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь — один отрежь», «На седьмом небе от радости», «Это ружьё хорошо бьёт: с полки упало — семь горшков разбило» и т.д.
Слово ответ в прошлом понимании было многозначным. Ответ — 1) отповедь, отзыв, слово или речь на вопрос; то, что сказано или сделано по вопросу. Каков вопрос, таков ответ. Жди ответа до лета. 2) ответственность, обязанность отвечать в чём за что, повинность ручательства за что, долг дать в чём ответ. Принять ответ (грех) на свою душу. И наша правда, и ваша правда; а кто же Богу ответ даст? Пьяного грехи, да трезвого ответ. (Т.2, с.717).
Таким образом, первоначальный смысл поговорки «Семь бед — один ответ» нужно понимать в широком смысле — много грехов совершено, за них будет ответ перед Богом. В узком смысле эта народная мудрость распадается на ряд более мелких намёков и толкований: 1) в части совершения преступлений — больший срок поглощает меньший; стоит рискнуть. 2) беды идут чередой, «гнездом», что подразумевает один ответ: сжав зубы и собрав волю в кулак противостоять им. 3) беды как испытание посылает человеку (людям, коллективам, целым народам) Бог; он оценивает, как те или иные лица справились с испытаниями, изменяя карму.
В современном понимании поговорка «Семь бед — один ответ» стала более прямолинейной, упростилась, утратила ряд глубоких, философских и религиозных смыслов.
См. также: Происхождение русских фразеологизмов

Галкин В.В., д.э.н, проф.