Тема снижения убытков и повышения эффективности бизнеса всегда была для предпринимателей приоритетной. Никто не хочет терпеть убытка, старается его избегать, но именно он оказывается тем стимулом, трамплином для новых идей, начинаний, инноваций, которые приводят к будущим прибылям и процветанию. В этом ракурсе выражение «Убыток наводит на прибыток» имеет глубокий философский и практический смысл.
И если со смысловым значением выражения «Убыток наводит на прибыток» всё более или менее понятно, то с этимологией (происхождением) имеются белые пятна. Когда появилась и вошла в оборот данная пословица — несколько десятилетий назад или ей два-три столетия? Почему убыток не ведёт к финансовой несостоятельности, а является базой для будущего рывка вверх, к расширению прибылей и бизнеса? Что понимали под убытком и прибытком в прошлом?
На поставленные вопросы аргументированно ответим при помощи энциклопедических знаний Владимира Даля и его фундаментального труда — Толкового словаря живого великорусского языка.
Открываем четвёртый том словаря Даля 1882 года издания и читаем. Убыток — изъян, потеря, наклад, ущерб; противоположно — прибыток, прибыль, барыш, выгода, нажива. Прибыток с убытком на одних санях ездят, под одной шапкой (кровлей) живут. В накладе волен Бог, а в убытке батюшка — говорит сын, торгуя за отца. Убыток наводит на прибыток. (Т.3, с.459).
Из трактовок В.И. Даля мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, пословица «Убыток наводит на прибыток» уже существовала в первой половине 19-го века; следовательно, ей не менее двух столетий. Во-вторых, это выражение, как и ряд аналогичных, носят характер народной мудрости, основанной на многолетних наблюдениях. У пословицы «Убыток наводит на прибыток» нет конкретного автора (обычно при наличии такового В.И. Даль делает соответствующую отсылку). В-третьих, Даль не указывает понимания пословицы «Убыток наводит на прибыток», давая возможность читателю самому определиться с её смыслом.
А он таков: убыток заставляет активизироваться предпринимателю по всем направлениям — в наблюдениях, в общении с клиентами и коллегами по цеху, в закупках, ценах, упаковке, рекламе, во времени и местах продажи; в общем, как говорится в другой популярной пословице — «Сума даст ума». В этой связи интересны и другие русские поговорки — «Торг потеху любит», «Товар подачу любит», «На торгу деньга проказлива», «Почин всего дороже». Иными словами, набравшемуся опыта купцу или мелкому торговцу после первых убытков, неудач гораздо сподручнее вести дело к прибыли, о чём и говорит пословица «Убыток наводит на прибыток». Показательна и поговорка «Для вас, с убытком уступаем!» (Т.4, с.459), говорящая о важности торговых скидок (убытков), которые в скором времени возвращаются с постоянными клиентами и позитивными взаимоотношениями с покупателями.
В современной практике ведения бизнеса русская пословица «Убыток наводит на прибыток» не только не потеряла своей мудрости и актуальности, но и обрела второе дыхание, новые смыслы, связанные с изучением спроса, поведения потребителей, влияния на сбыт торговых марок, пиара и различных маркетинговых инструментов цифрового, информационного и психологического характера.
См. также: Происхождение русских фразеологизмов

Галкин В.В., д.э.н, проф.