Категория «корпорация» имеет очень давнее происхождение, ведущее свое начало из античного мира. Корпорации создавались в древней Греции и в Римской империи; их цели были различны, а названия разнообразны. Это могли быть более или менее свободные сообщества, объединявшиеся по возрастному признаку (прежде всего это было характерно для Греции – Neoi и Gerontes), для достижения общей цели и имевшие общее имущество (гетерии или койнонии).
Создавались корпоративные сообщества и по распоряжению властей; они имели статус юридического лица. Например, в государстве Птолемеев существовала система коллективной аренды государственных земель, а в провинциальных городах Римской империи – конвенты граждан.
Члены корпораций именовали друг друга подчеркнуто доверительно – «друг», «брат», «товарищ». Для поддержания взаимного доверия они именовали коллег «сотрапезниками» или «пайщиками» (Convictores, Comestores); особенно это было принято в тех корпорациях, где имелась общая усыпальница.
Социальная структура корпораций была различной; не исключалось участие в них рабов и женщин; имелись, однако, и такие культовые корпорации, членами которых мужчины быть не могли.
Пришедший в современный бизнес из глубины веков термин «корпорация» не слишком изменился по своей трактовке и смысловому содержанию. В настоящее время понятие «корпорация» (от лат. corporatio – объединение) все также трактуется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права — юридическое лицо.
Применительно к деловой практике различают широкое и узкое понимание термина «корпорация». В широком смысле под корпорациями и корпоративным сектором в экономике понимаются все организации и предприятия, имеющие статус юридического лица.
В узком смысле понятие «корпорация» распространяется на часть юридических лиц, организованных в форме акционерного общества. Различают частные корпорации (закрытые акционерные общества — ЗАО) и публичные корпорации (открытые акционерные общества — ОАО).
Акционерные предприятия исторически стали олицетворением большого бизнеса, который инкорпорировал все прочие организационно-правовые формы предприятий и физических лиц. В состав акционеров стали входить государственные органы и иностранцы, индивидуальные предприниматели и простые граждане, банковские структуры и биржевые игроки.
Крупные корпорации, подобно целым государствам, стали слишком сложными и мощными образованиями, в которых менеджмент, осуществляющий текущее управление бизнесом, имел все возможности для извлечения повышенной прибыли за счет других носителей интересов – акционеров, государственных и природоохранных структур, работников данного предприятия, профсоюзных и общественных организаций.
Для сбалансированного представительства интересов всех сторон корпораций понадобился специальный инструментарий – корпоративное управление, которое позволяет проводить скоординированную политику в части производственного менеджмента и внутренних акционерных отношений (см. рис.1)
Корпоративное управление, таким образом, представляет собой свод внутренних правил и комплекс отношений между всеми заинтересованными лицами, которые повышают эффективность бизнеса и затрудняют избыточный контроль над корпорацией какой-либо стороной.
Примерами непропорционального контроля могут быть:
— чрезмерная власть над компанией акционеров, направляющих всю прибыль на выплату дивидендов, обескровливая бизнес и оставляя его без ресурсов к обновлению и развитию;
— полный контроль над бизнесом наемного менеджмента, который перекачивает полученную корпорацией прибыль в зарплаты и бонусы, лишая тем самым дивидендов акционеров;
— избыточные интересы государства в корпорации, когда политические интересы начинают доминировать над вопросами бизнеса;
— ущемление интересов миноритариев (владельцев малых пакетов акций), когда контролирующие бизнес акционеры не желают считаться с их проблемами.
Поддерживать баланс интересов между всеми заинтересованными лицами, без значительных перекосов и деформаций призвано корпоративное управление, которое является важной частью общего управленческого процесса.