В современных экономических теориях центральное место занимает модель «homo economicus», то есть «человека экономического», который максимизирует хозяйственные прибыли и выгоды при одновременной минимизации всевозможных издержек и потерь. Однако есть довольно обширная категория лиц, которые не укладываются в прокрустово ложе данной модели; людей, сделавших аскетизм и нестяжательство своим жизненным кредо. Речь идёт о представителях духовенства вообще и христианской церкви в частности.
Очевидно, что церкви как учреждению и социальному институту надо как-то существовать, добывать материальные блага и хлеб насущный, чтобы обеспечивать строительство новых и реставрацию существующих культовых объектов, финансировать систему православного обучения и воспитания, платить жалованье священникам, заниматься благотворительностью. Из истории церковной экономики известно, что на Руси существовали различные взгляды на эту проблему. Так, Нил Сорский считал, что церкви не следует заниматься экономической деятельностью, поскольку это рано или поздно станет для духовенства камнем преткновения и источником греха. С такой точкой зрения был категорически не согласен Иосиф Волоцкий, который указывал, что принципы нестяжательства хороши для абстракций, но не для реальной жизни. С ним, по всей вероятности, согласен патриарх Кирилл, который в декабре 2009 года благословил объявление Иосифа Волоцкого покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.
Бесспорно, время идёт, меняются представления не только в материальном, но и в духовном мире. У Русской православной церкви сейчас нет крепостных крестьян и монастырских деревенек. Теперь на одни пожертвования прихожан не проживёшь. Нужна новая доктрина, поддерживающая отечественное православное предпринимательство, основанное на честности, соборности, социальной ответственности и взаимопомощи. Бизнес может быть высоко моральным — так считают современные отцы церкви и монахи.
По этому пути ныне пошли, казалось бы, крайне далёкие от предпринимательства люди, которые всегда считались антиподами коммерсантов – монахи. В своём подсобном хозяйстве эти «антиэкономические люди» сейчас производят экологически и морально чистые продукты, свободные от скверны химических добавок (стабилизаторов, подсластителей, красителей, заменителей и проч.) и освящённые церковным благословением. Таким образом, церковное пищевое производство одновременно решает двуединую задачу – зарабатывает деньги для добрых дел и снабжает россиян качественной продукцией за умеренную цену. Никакого обмана, подмен и иных богопротивных деяний.
Действуя в русле обновлённой предпринимательской доктрины РПЦ, Валаамский монастырь подал заявку в Роспатент на регистрацию торговой марки «Монастико». Под этим брэндом валаамские монахи будут поставлять на рынки продуктов питания сыры, яйца, молоко и молочные продукты, масла и жиры, консервированные овощи и фрукты, а также ряд других товаров. Сейчас монахи из Валаамского монастыря освоили в рамках программы импортозамещения производство элитных итальянских сыров – моцареллы, рикотты, качотты.
В рамках расширения спектра продуктов, поставляемых в торговлю, монастырь намерен выращивать до 200 тонн форели в год.