Понятие «менеджмент» весьма объёмно и многозначно; обычно его применяют к широкому кругу управленческих процессов и явлений, трактуемых в широком и узком смысле слова. Нередко под термином менеджмент понимают совокупность способов и методов управления какой-либо сферой деятельности, и тогда говорят политический менеджмент, социальный менеджмент, международный менеджмент, корпоративный или производственный менеджмент. В более узком смысле под менеджментом понимается управление бизнесом предприятия или структурное направление деятельности компании – брэнд-менеджмент, маркетинг-менеджмент, инновационный, финансовый, стратегический менеджмент, репутационный менеджмент и проч.
В нашем курсе под термином «менеджмент» мы будем понимать управление предприятием или индивидуальным бизнесом в соответствии с поставленной целью. Обычно главной целью коммерческого предприятия является получение прибыли. Для некоммерческой организации такая цель не является основной; здесь приоритетными выступают такие цели, как помощь нуждающимся (для благотворительных фондов), пропаганда каких-либо политических, религиозных или социальных идей, защита профессиональных интересов и т.д.
За целью обеспечения прибыльности или доходности предприятия стоят другие промежуточные цели (их называют подцели или задачи), которые могут находится между собой в состоянии противоречия (конфликта).
Например, главная цель менеджмента туристического агентства – получение прибыли. Чтобы добиться выполнения поставленной цели, требуется решить целый ряд задач:
А) добиться высокого качества предоставляемых услуг;
Б) снизить себестоимость услуг;
В) сделать узнаваемой торговую марку предприятия;
Г) привлечь на работу лучший персонал;
Д) максимизировать количество продаж туров;
Е) обеспечить стабильность и конкурентоспособность бизнеса.
Как видно из представленного выше перечня, часть задач находится в состоянии конфликта – привлечение лучшего персонала подразумевает выплату высокой зарплаты, что препятствует минимизации себестоимости турпродукта и максимизации продаж.
Обеспечение доходности предприятия – довольно сложная профессиональная задача. Её выполнение связана с целым рядом обстоятельств, знаний и умений менеджера, который может быть, как собственником данного бизнеса, так и наёмным работником.
Практика функционирования бизнес-структур в разных странах показывает, что далеко не все люди могут быть эффективными предпринимателями и менеджерами. Так, среди начинающих бизнес предприятий в течение первых 2-3 лет становятся банкротами 70-75% начинающих фирм (так называемых стартапов). Главной причиной банкротств является некачественное управление компанией, что выражается в неадекватном планировании, ошибочном определении величины спроса и всевозможных рисков, в недооценке объёма инвестиций, бюрократической, криминальной и налоговой нагрузки.
Крупные предприятия более устойчивы и стабильны, нежели средние и небольшие – здесь ошибки менеджеров в системе коллективного управления не так фатальны, как в малом бизнесе. Однако большие предприятия менее гибки, сложнее адаптируются к переменам на рынке, требуют больших капиталовложений.
Зарождение менеджмента как науки
Цели и задачи менеджмента. Обеспечение доходности предприятия
Менеджмент как наука и профессия
Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта
Предприниматели и менеджеры: соотношение интересов и мотивация
Информационные ресурсы в менеджменте
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.2: А.К. Гастев
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.3: Н.А. Витке
Административная (классическая) школа управления
Школа поведенческих наук (бихевиоризм)