Основные виды менеджмента
Прежде чем ответить на вопрос о происхождении и сущности экзистенциального менеджмента, кратко проанализируем другие управленческие школы, укажем на их сильные и слабые стороны. Это поможет нам понять эволюцию управленческих концепций и приход авторов теории экзистенциального менеджмента к собственной доктрине.
Исторически первой комплексной теории и практики менеджмента стал тэйлоризм или школа научного управления. Целью основателей школы (Ф. Тэйлора, Г. Форда и др.) было увеличение производительности труда и рост конкурентоспособности бизнеса. Работая на производстве, Фредерик Тэйлор стал разбивать все исследуемые им производственные процессы на составные части, применив учение Адама Смита о разделении труда в бизнес-практике. Изучая движения лучших работников, устанавливая законы утомляемости для изучаемых видов деятельности, применяя хронометраж и денежное поощрение, Тэйлор и другие представители этой школы смогли добиться отличных результатов там, где применялся физический труд рабочих. Но слабым местом тэйлоризма была ограниченность применения, поскольку умственный труд плохо поддавался усовершенствованию.
Решить проблемы эффективного управления предприятием пыталась административная, или как её ещё называли, классическая школа. Управленческие принципы, предложенные Анри Файолем, были вполне перспективны, но всё же не универсальны. Система координации производственной деятельности часто превращалась в произвол, повсеместный контроль порождал чувство недоверия, планирование обращалось в фикцию при форс-мажорных факторах и резкой перемене внешней конъюнктуры.
Время шло, формировались новые школы и направления менеджмента — школа человеческих отношений, бихевиоризм, математическая школа, маркетинг-менеджмент. Мы не будем рассматривать их особенности, а желающих ознакомиться с основными чертами этих концепций направим на соответствующие статьи по приведенным ссылкам). Отметим лишь, что каждая из указанных школ имела свою плюсы и минусы.
Экзистенциальный менеджмент
Экзистенциальный менеджмент (от латинского слова exsistentia — существование) возник как направление в управленческой науки в 1960-1970-е годы. Ряд американских учёных-основателей этого подхода высказали мнение, что предыдущие школы опирались на формально-аналитические и эмпирические (опытные) исследования, игнорируя тот факт, что человек остаётся человеком; менеджеру и руководителю свойственны эмоции, личные переживания, импульсивные поступки, не поддающиеся научной верификации.
В повседневной жизни реальный менеджер далеко не всегда соблюдает правила научной организации труда, беспристрастного и честного управления (без коррупции и личных предпочтений). Так, профессор из США Джордж Стэнли Одиорн (1920-1992), автор 26 книг по менеджменту, указывал, что все возникшие управленческие школы слишком упрощают реальную действительность, в которой вынужден действовать менеджер. Лицо, принимающее решение, страдает не столько от отсутствия эмпирических данных и теоретических рекомендаций, сколько от их избытка, от информационной перегрузки.
Представители экзистенциального менеджмента призывают своих коллег отказаться от исследования лишь больших предприятий и организаций, спуститься на более низкий и массовый уровень малого и среднего бизнеса, где уровень ответственности и риска гораздо более высок. В небольших компаниях нет чётко выстроенных структур со строго очерченными обязанностями, иерархией и беспрекословной дисциплиной.
Согласно построениям экзистенциального менеджмента, деятельность менеджера протекает в условиях «пограничных ситуаций», в постоянно меняющейся обстановке с большим количеством неизвестных и переменных величин. Тут уже бывает не до рациональности. Проще говоря, как писали в своих трудах философы-экзистенциалисты (А. Камю, Ж.-П. Сартр, С. Кьеркегор), одно дело поделиться с ближним куском хлеба с обычных условиях, и совсем другое — в условиях голода или войны (т.е. «пограничных условиях», когда добрый шаг ставит под вопрос твоё собственное существование). В условиях ожесточённой конкуренции, борьбы за прибыль и само существование решения менеджера могут сильно отличаться от тех, которые предписывают им «классические» школы менеджмента.
Для достижения конечных целей бизнеса, ради прибыли и завоевания рынка, менеджеры вынуждены идти на преступления, махинации и подтасовку отчётности. Всё это — «нормальные правила игры» в неподдающемся планированию мире бизнеса, где постоянно присутствующий конфликт между ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями людей порождает у менеджера неустранимое чувство тревоги, беспокойства, боязни неопределённости. Отсюда, как заявляют представители школы экзистенциального менеджмента, следуют такие последствия, как нервные и сопутствующие им болезни менеджеров, срывы, эмоциональное выгорание, чрезмерная жёсткость, безжалостность к сотрудникам и конкурентам.
От себя добавим, что от многих недостатков не свободен и экзистенциальный менеджмент. Как известно, достоинством любой научной теории является её простота и лёгкость практического применения. Если отходить от модели рационального поведения менеджера, руководителя, лица, принимающего решения, то мы сразу многократно увеличиваем сложность модели, создаём десятки различных альтернатив развития. Из чёткой однозначности мы попадаем в мир вероятностей с переизбытком информации. Такова плата за рассмотрение «пограничных условий».