Принято считать, что основное отличие предпринимателя от менеджера состоит в том, что предприниматель выступает собственником бизнеса, тогда как менеджер – это наёмный работник. Такое утверждение чрезмерно категорично в связи с тем, что предприниматель являлся полноправным собственником тогда, когда ему принадлежали не только средства производства, но и люди, работавшие на предприятиях (в России этот период закончился вместе с отменой крепостного права в 1861 году). А без людей, без человеческого капитала, любой бизнес – лишь имущественный комплекс, — образно говоря, автомобиль без двигателя.
Кроме того, мы можем отметить, что менеджер, работающий на предприятии, может быть одновременно и собственником (например, купив акции данной компании), и наёмным работником, работая по трудовому договору. В этой связи следует подчеркнуть, что не всегда можно однозначно отделить собственника от наёмного работника, так как эти функции могут быть тесно переплетены. Например, работники предприятий системы ESOP (т.н. народных предприятий или рабочей акционерной собственности) являются одновременно и собственниками – владельцами акций, на которые выплачивается дивиденд, и управленцами, которые голосуют на общем собрании акционеров, и наёмными работниками, которые получают ежемесячную зарплату.
Зачем вообще рассматривать в менеджменте проблему противопоставления предпринимателей и менеджеров, акционеров и наёмных работников? Практика многих стран и поколений показала её большую значимость по нескольким основным причинам:
- Право собственности на весь бизнес или его часть создаёт иную мотивацию, чем работа по найму. Предприниматель-собственник, несущий на своих плечах всю полноту коммерческих, валютных и правовых рисков, старается управлять предприятием более эффективно и жёстко, нежели наёмный администратор.
- Наёмный менеджер зачастую больше заботится о собственном кармане, чем о получении прибыли для собственника. Очевидно, что раз компания не принадлежит управляющему менеджеру, нет смысла портить отношения с подчинёнными, заставляя их интенсивно трудиться. Намного проще заниматься приписками, манипуляциями с финансовой отчётностью, а то и просто корпоративным воровством. Таким образом, злоупотребления наёмных менеджеров, работающих на собственника – весьма распространённое явление (в том числе в тех организациях, где собственником является государство). Такого рода ситуации получили в менеджменте наименование агентских конфликтов.
- Между предпринимателем и наёмными работниками возникают непримиримые или, как их называл К. Маркс, антагонистические противоречия. Интересы собственника бизнеса направлены на интенсификацию производства, на уменьшение оплаты труда, и, соответственно, максимизацию собственного дохода. Интересы наёмных работников имеют противоположную направленность – иметь более высокую оплату труда, сокращённую продолжительность рабочего дня, увеличение выплат и соцпакетов, дополнительное медицинское страхование, досрочный выход на пенсию.
Огромной проблемой для российского и международного менеджмента являются выше перечисленные особенности корпоративного управления. Заоблачные зарплаты и бонусы топ-менеджмента ярко контрастируют со скромным вознаграждением рядовых сотрудников, что порождает отчуждение и чувство попранной справедливости. В этой связи интересна практика преодоления взаимной неприязни различными средствами – в том числе инициативным сокращением собственной зарплаты – как то делает глава крупнейшей авиакомпании Японии – JAL Харука Нишимацу. Его стиль руководства резко отличается от способа существования топ-менеджеров такого уровня. В отличие от коллег из прочих компаний, Нишимацу не назначает себе гигантских зарплат и бонусов, не требует от акционеров выгодных опционов и «золотых парашютов».
Принцип менеджмента Харука Нишимацу базируется на философии сплочённости и справедливости. В частности, он поясняет: «Если руководство оторвано от коллектива, находится где-то наверху, то сотрудники пассивно ожидают приказов. При глупых распоряжениях они злорадствуют и посмеиваются над незадачливыми начальниками. Я же хочу, чтобы они были инициативны и сами принимали решения».
Личным примером СЕО показывает, как следует достигать социальной справедливости. Для сближения с линейным персоналом и создания партнёрских отношений Нишимацу установил себе зарплату всего в 90 тысяч долларов в год. Это весьма небольшая сумма для топ-менеджеров такого уровня в аналогичных компаниях. Пилоты в его корпорации получают большие суммы.
Зарождение менеджмента как науки
Цели и задачи менеджмента. Обеспечение доходности предприятия
Менеджмент как наука и профессия
Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта
Предприниматели и менеджеры: соотношение интересов и мотивация
Информационные ресурсы в менеджменте
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.2: А.К. Гастев
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.3: Н.А. Витке
Административная (классическая) школа управления
Школа поведенческих наук (бихевиоризм)