ЕТС и система оплаты труда бюджетников

Рассматривая основные виды оплаты труда, мы отмечали, что выплачиваемую заработную плату необходимо увязывать с качеством труда, опытом и квалификацией работника. Для того чтобы этот императив реализовать на практике, государственные органы многих стран разрабатывают специальную систему требований к квалификации работников, устанавливая для каждой квалификационной группы свой тарифный разряд, по которому производится оплата труда. Чем выше квалификационные требования, тем выше устанавливается разряд, и, соответственно, выше тарифная ставка.

Детально разработана подобная система была и в Российской Федерации. Комплекс тарифно-квалификационных характеристик (требований) по отраслям служащих подготовлен Министерством труда РФ совместно с профсоюзными организациями и другими министерствами и ведомствами в 1992 году. Все тарифно-квалификационные характеристики были объединены в единый нормативный документ, на основании которого обеспечивалось рациональное разделение труда, проводился подбор и расстановка кадров, устанавливалось единство в определении должностных обязанностей служащих и предъявляемых к ним квалификационных требований. Кроме того, на основе тарифно-квалификационных характеристик разрабатывались должностные инструкции по соответствующим должностям служащих, а также дифференцировалась оплата труда этих работников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС).

Сразу отметим, что ЕТС перестала де-факто использоваться в РФ с января 2009 года, просуществовав долгие 17 лет. Подавляющее большинство работников физкультурно-спортивной и спортивно-педагогической сферы получала вознаграждение за свой труд по ЕТС. Сменила данную систему оплаты труда другая, которая основана, в основном, на волевых решениях руководителей бюджетных организаций. Но об этой практике, существующей до настоящего времени (т.е. на конец 2017 года) мы скажем ниже, после обзора ЕТС, к которой, возможно, правительство РФ ещё вернётся.

Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состояли из трёх разделов:

  • «Должностные обязанности»;
  • «Должен знать»;
  • «Требования к квалификации по разрядам оплаты».

Раздел «Должностные обязанности» описывал основные функции, которые вменялись полностью или частично служащему, занимающему данную должность, и являлись основой для разработки должностных инструкций непосредственно в организациях, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность данного бюджетника.

Раздел «Должен знать» содержал основные требования, предъявляемые к служащему в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые должны были применяться при выполнении должностных обязанностей.

Раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» определял уровень профессиональной подготовки служащего, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.

Оплата труда работников бюджетной сферы (физической культуры, образования, здравоохранения и др.) по Единой тарифной сетке была организована следующим образом. Все трудовые обязанности, которые исполняли работники, по своим тарифно-квалификационным характеристикам подразделяются на 18 разрядов. Соответственно, имелось 18 разрядов оплаты труда, – начиная с 1 разряда с наиболее низкой квалификацией и оплатой труда и заканчивая 18 разрядом для наиболее высококвалифицированного и высокооплачиваемого труда.

В связи с тем, что стоимость денег со временем меняется из-за инфляционных процессов, оплата труда по ЕТС устанавливалась не непосредственно в рублях, а в тарифных разрядах оплаты труда. Базовое значение тарифа определялось правительственным постановлением. Через систему переводных коэффициентов этот показатель переводился в зарплату конкретного работника бюджетной сферы, осуществляемого по определённому разряду оплаты труда (см. табл.12.1).

Таблица 12.1 Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Таблица 12.1 Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы (значение коэффициентов на 2005 г.)

Принимая в расчёт базовый тариф 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, в размере 800 руб. в месяц, можно легко вычислить зарплату работников любого из 18 разрядов.

К тренеру-преподавателю образовательного учреждения (включая старшего) предъявлялись следующие требования.[1]

Должностные обязанности. Осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний. Проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования обучающихся. Обеспечивает повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки занимающихся, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса. Содействует исключению случаев применения обучающимися различных видов допингов. Разрабатывает годовые и текущие планы подготовки. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы. Использует в своей работе наиболее эффективные методы спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся; нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

6-7 разряды – среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд – высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9 разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет, либо высшее профессиональное образование и стаж работы в должности тренера-преподавателя не менее 1 года (для старшего тренера-преподавателя);

10 разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности тренера-преподавателя не менее 3 лет (для старшего тренера-преподавателя);

11 разряд – II квалификационная категория или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности тренера-преподавателя не менее 5 лет (для старшего тренера-преподавателя);

12 разряд – I квалификационная категория или II квалификационная категория (для старшего тренера-преподавателя);

13 разряд – высшая квалификационная категория или I квалифи-кационная категория (для старшего тренера-преподавателя);

14 разряд (старший тренер-преподаватель) – высшая квалифи-кационная категория.

В соответствии с унифицированным подходом ЕТС к любым должностям и, соответственно, оплате труда любой квалификации, задача руководителей организаций и кадровых служб существенно облегчалась, так как для установления заработной платы работнику в соответствии с его должностными обязанностями достаточно обратиться к ЕТС. На основании этих же требований ЕТС разрабатывалась и должностная инструкция для данного работника.

Например:

Стадиону на постоянную работу требуется билетный кассир. Для определения его должностных обязанностей, размера оплаты труда, а также необходимых знаний и умений, работники отдела кадров обращаются к справочным материалам по тарифно-квалификационным характеристикам по общеотраслевым профессиям рабочих.[2]

Согласно тарифно-квалификационным характеристикам билетный кассир стадиона относится ко 2 разряду. Оплата его труда согласно ЕТС составляет 500 руб. в месяц.

Характеристики выполняемых им работ: оформление и продажа билетов и абонементов на стадион вручную и с использованием билетопечатающих машин и автоматов, терминальной аппаратуры автоматизированных систем продажи и бронирования мест. Передача информации о наличии продаваемых в кассе билетов и абонементов. Обслуживание билетопечатающих, билетопродающих и разменных автоматов; размен денег покупателям для пользования билетопечатающими автоматами. Оформление, предварительная продажа и продажа по заявкам билетов (абонементов). Получение, хранение и сдача денежных средств, бланков документов и других материальных ценностей в установленном порядке. Прием билетов и абонементов от граждан в случае отказа их от посещения стадиона, возврат в установленном порядке уплаченных ими денег.

Должен знать: формы билетов и абонементов, применение тарифов и установленных доплат и сборов; правила выдачи льготных билетов; схемы расположения мест на стадионе; инструкции по получению, хранению и сдаче денежных средств, бланков документов и других материальных ценностей.

К руководителям спортивных, спортивно-образовательных и иных организаций требования предъявляются значительно более высокие. Так, например, должностные обязанности директора (генерального директора, управляющего), согласно 15-18 разрядам ЕТС заключаются в следующем.[3]  Он руководит в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности организации, организует работу и эффективное взаимодействие  ее структурных единиц. Обеспечивает выполнение организацией заданий согласно установленным количественным и качественным показателям, всех обязательств перед поставщиками, заказчиками и банками. Организует производственно-хозяйственную деятельность организации на основе применения методов научно обоснованного планирования материальных, финансовых и трудовых затрат, максимальной мобилизации резервов производства. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными кадрами. Способствует наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, соблюдению требований законодательства по охране труда. Решает все вопросы в пределах предоставленных прав и поручает выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам – своим заместителям, руководителям производственных единиц, а также функциональных и производственных подразделений организации.

Руководитель организации обязан знать Конституцию РФ, законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства РФ по вопросам деятельности отрасли; постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающихся деятельности организации; перспективы техничес-кого, экономического и социального развития организации; методы хозяйствования и управления; порядок заключения и исполнения договоров; основ экономики, организации труда, производства и управления; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

В конце 2008 года правительство РФ решило, что ЕТС способствует уравниловке в оплате труда, не создаёт надлежащих стимулов в повышении производительности труда, не позволяет руководителям бюджетных организаций должным образом регулировать зарплату и вознаграждение своим подчинённым. Эти соображения послужили основанием для аннулирования ЕТС. На её месте была воздвигнута новая система, которая оказалась ещё хуже предыдущей. Начиная с 2010-х годов нареканий к новой системе оплаты труда бюджетников копилось всё больше.

Воспользовавшись вновь возникшими возможностями, руководители бюджетных организаций, поликлиник, вузов и средних специальных учебных заведений назначили себе зарплаты, измеряемые сотнями тысяч и даже миллионами рублей (см., напр., Лента.ру по зарплатам ректоров российских вузов). При этом рядовые сотрудники бюджетных учреждений получают совсем небольшую зарплату. Гигантские перекосы вызывают общественное недовольство и социальные протесты. Думается, что принятая в 2009 году новая система зарекомендовала себя с отрицательной стороны и подлежит скорейшему пересмотру.

Источники:

  1. Прив. по: Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, объемные показатели по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей. – М.: Госкомитет РФ по физкультуре и туризму, 1996. – С.35-36.
  2. См.: Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С.29.
  3. Прив. по: Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С.10-11.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.