Транспортные перевозки занимают в экономике таможенного дела одно из центральных мест. И это вполне естественно, так как все товарные потоки, пересекающие таможенные и государственные границы, движутся не сами по себе, а используют воздушный, наземный или водный транспорт. К этим традиционным видам транспорта следует добавить также трубопроводный, по которому осуществляется прокачка нефтепродуктов и газа, подземный (им часто пользуются контрабандисты – например, для поставки товаров из Египта в Сектор Газа), и линии электропередачи (воздушные и кабельные), по которым за рубеж продается такой специфический товар, как электрическая энергия (см. рис.1).
Стандартная схема экспортно-импортных операций представляет собой модель «Грузоотправитель – таможня отправителя – таможня принимающей стороны – грузополучатель».
В идеальном варианте товары, следующие через одну или несколько таможенных границ, – например, автотранспортом, желательно не задерживать для полного досмотра с выгрузкой и погрузкой на складах временного хранения, с соответствующим контролем груза на соответствие декларации, санитарным нормам, проверке его на безопасность и аутентичность (контрафакт).
Задержки груза с постоянной его перегрузкой и складированием в разных климатических и погодных условиях добавляет к его стоимости издержки на погрузочно-разгрузочные и складские работы, по его охране и страхованию. И это не говоря о нерациональных потерях времени, возможной порче и хищениях перевозимого товара.
Интересы грузоотправителей и грузополучателей направлены на всемерное ускорение движения товаров через таможенные границы, на сокращение издержек и простоев. Современный бизнес не желает мириться с надуманными бюрократическими процедурами и денежными потерями всех типов.
В ответ на претензии бизнеса таможенные службы возражают, что все обязательные процедуры по контролю товаропотоков и таможенной очистке должны быть выполнены, не взирая ни на чьи коммерческие интересы.
Сближение позиций бизнеса и государства в лице таможенной службы и привело со временем к появлению института таможенных перевозчиков, который отчасти снимает препятствия на пути движения товаропотоков и существенно ускоряет продвижение экспортно-импортных операций.
За счет чего это достигается? В первую очередь, за счет специализации перевозчика. Если обычный перевозчик не несет никакой моральной и материальной ответственности перед таможенной службой, то он может манипулировать грузом в пути по своему усмотрению. Тогда возникает дилемма – либо приставить к каждому транспортному средству по сотруднику таможни, который бы выполнял функции надсмотрщика и экспедитора, либо делегировать перевозчику часть полномочий таможенной службы, возложив на него определенный круг прав и обязанностей. Такой уполномоченный перевозчик и получил наименование таможенного перевозчика.
За счет специализации на транспортировке таможенных грузов перевозчик приобретает высокую квалификацию в получении необходимых для таможенных целей:
- разрешений и лицензий на ввоз/вывоз товаров (в том числе временный ввоз), транзит товаров по территории РФ;
- сертификатов соответствия, гигиенических заключений, ветеринарных свидетельств, отказных писем,
- заключений оценщиков и лабораторий и других документов компетентных госорганов и организаций;
- классификационных решений, писем, согласований, разрешений таможенных органов различных уровней.
- по организации складской обработки и доставки груза к конечному потребителю после выпуска товаров в свободное обращение.
В российской практике таможенного дела государство предлагает транспортным компаниям, желающим получить выгодные заказы по перевозке грузов в пределах одного или нескольких регионов стать уполномоченными таможенными перевозчиками.
Для того чтобы получить данный статус и право перевозить грузы, находящиеся под таможенным контролем, транспортная компания должна быть включена в Реестр таможенных перевозчиков. Включение в Реестр производится Федеральной таможенной службой России, после того, как транспортная компания выполнит ряд требований, касающихся технического оснащения своего транспорта, пригодного для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями, уплаты гарантийных и страховых платежей. Кроме того, транспортная компания должна подтвердить наличие опыта перевозок (который должен составлять не менее 2-х лет), транспортной лицензии и счетов в банках, обслуживающих данную компанию.
Таким образом достигается определенный баланс экономических и государственных интересов бизнеса и таможенной службы. Транспортные компании всех форм собственности могут допускаться к обслуживанию выгодных заказов по перемещению товаров по импорту и экспорту, принимая на себя определенные финансовые и моральные обязательства, а таможенная служба получает в партнеры доверенные транспортные компании, располагающих необходимым парком транспортных средств и финансовыми гарантиями.
Этапы развития экономики таможенного дела
Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела
Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук
Экономические учения и таможенная политика
Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница
Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ
Особые экономические зоны и таможенные режимы
Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости
Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров
Способы исчисления таможенной стоимости товаров
Понятие и сущность трансакционных издержек
Виды трансакционных издержек в таможенном деле
Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях
Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.
Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами
Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов
Создание Всемирной торговой организации (ВТО)
Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды
Меры по предотвращению контрабанды
Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом
Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля
Таможенный валютный контроль в Российской Федерации
Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях
Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение
Таможенные брокеры и их задачи
Интернет-ресурсы таможенных органов