На внешнеэкономические операции и таможенное дело проецируются теоретические и практические проблемы, связанные с формированием и минимизацией трансакционных издержек. Рассмотрим основные виды трансакционных издержек, возникающих во внешнеэкономических операциях и таможенном деле в их взаимосвязи с проанализированными нами выше теоретическими подходами и классификацией.
1. Трансакционные издержки, возникающие в связи с рыночной неопределенностью. Участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие и обслуживающие экспортно-импортные операции, имеют дело с неопределенностями разных видов, к числу которых можно отнести непредсказуемое изменение ситуации на рынках отдельных товаров или ресурсов, резкое снижение или повышение цен и валютных котировок на биржевых рынках, колебание конъюнктуры из-за политических событий.
Осуществляя сбор маркетинговой информации о ценообразующих факторах и запросах потребителей, участники внешнеэкономической деятельностью могут неверно истолковать полученные данные и на основе ошибочной трактовки принять неправильные решения. Неопределенности и риски такого рода неустранимы из повседневной деятельности предприятий экспортеров и импортеров. И если обстоятельства возникновения непреодолимой силы (форс-мажора) можно застраховать путем внесения в контракт соответствующей оговорки, то рыночная неопределенность страхованию не подлежит из-за ее непредсказуемости и невозможности надежным способом рассчитать страховые платежи, выплаты и риски.
Неопределенность как свойственная рынку категория воздействует не только на коммерческие предприятия, являющиеся участниками внешнеэкономической деятельности, но и присутствует в операциях таможенных служб. Экономические подразделения таможни даже при наличии полной и достоверной информации не могут заранее точно предсказать и спланировать объемы провозимых грузов, их номенклатуру, цены, предложение и спрос. Неточные прогнозы порождают ошибки в расчетах количества штатных сотрудников, потребностях в материальных и финансовых ресурсах и т.п. Непредсказуемыми с достаточной степенью точности оказываются также данные об объемах контрабандных и контрафактных операциях, о тенденциях развития недобросовестной конкуренции, количествах экономических нарушений по отдельным группам товаров, валютных операций, уклонениям от уплаты таможенных платежей и налогов. Таким образом, общие трансакционные издержки, вытекающие из неопределенности рыночных процессов и изменения социально-политической среды, можно записать как сумму:
ТИ0 = ТИ1 + ТИ2 + ТИ3 (1)
где ТИ0 — общие трансакционные издержки;
ТИ1 — трансакционные издержки, связанные с недостатком информации о внешней среде;
ТИ2 — трансакционные издержки, связанные с ограниченностью знаний о рынке и семантическими проблемами (правильного определения смысла поступающей информации и ее адекватного ранжирования в плане определения «веса» ценообразующих и иных факторов);
ТИ3 — трансакционные издержки, связанные с форс-мажорными обстоятельствами.
Как видно из приведенной зависимости, каждое из трех слагаемых, входящих в формулу (1), образует свой класс неопределенностей и порождаемых ими трансакционных издержек. Любое слагаемое может быть минимизировано за счет специальных мероприятий, на которых мы остановимся ниже. Однако полное устранение неопределенностей каждого вида недостижимо.
2. Трансакционные издержки, связанные с особенностями действующих правовых систем. Правовые системы стран-участников внешнеэкономической деятельности, а также нормы международного торгового и коммерческого права не остаются застывшими и окостенелыми. Они находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Не составляют в этом смысле исключения законодательные акты, затрагивающие таможенное, валютное и налоговое регулирование.
Любое изменение законов и подзаконных актов в странах экспорта, импорта или транзита может привести к существенному изменению условий осуществления сделок. Вместо запланированной прибыли участники внешнеэкономической деятельности могут получить убытки; стабильность в повседневной работе сменяется на нестабильность и неопределенность, производственные и торговые связи нарушаются. Так, например, в начале 2010 г. из-за существенного роста цен на продовольствие такие государства как Россия, Казахстан и Аргентина резко повысили вывозные пошлины на рис, пшеницу и мясо соответственно. Пытаясь сохранить данные продукты для внутреннего потребления, они неожиданно для других участников внешнеэкономической деятельности ввели законодательные барьеры, значительно осложнившие экспорт. В результате незапланированного изменения законодательной среды компании-импортеры вынуждены были нести дополнительные трансакционные издержки.
Изменения таможенного, налогового и валютного законодательства нередко связаны с ухудшением политических взаимоотношений между государствами. Выбор политических и военных союзников, переориентация на иную идеологию, отношение народов к тем или иным событиям вызывает волну взаимных обвинений и недружественной риторики, которые затем перетекают в плоскость ограничительных действий. Так, например, смена политической власти в Грузии в начале 2000-х годов привела к переориентации этой страны на новых политических союзников и обвинению России в попытке аннексировать территории Абхазии и Южной Осетии.
В ответ на недружественные действия грузинских властей Россия ввела ограничения на прямое авиационное и железнодорожное сообщение с Грузией, а также ввела запреты на импорт грузинского вина и минеральной воды. Таким образом, изменения в политических отношениях привели к ужесточению таможенного законодательства и ухудшению условий внешней торговли, в результате чего целый ряд компаний, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность, понесли крупные издержки.
3. Трансакционные издержки, связанные с противоречиями в личных и общественных интересах. Сотрудники таможенной службы, являясь
представителями государства, должны находиться на страже государственных
интересов, всячески их соблюдать и отстаивать. Однако у каждого человека, помимо его должностных обязанностей, имеется и личный интерес, который далеко не всегда совпадает с общественным. Эта же проблема существует и для коммерческих организаций, в которых личный интерес отдельного сотрудника не совпадает с интересами и целями организации в целом.
Итогом конфликта интересов нередко бывают взаимодействия двух разновидностей:
а) «сотрудник таможни — бизнесмен». В данном тандеме взаимоотношения представителей таможни и коммерческих предприятий строятся на основе личных договоренностей о пропуске грузов без уплаты налогов и таможенных платежей в полном объеме. За вознаграждение (взятку) должностное лицо сознательно допускает какое-либо нарушение своих обязанностей, нанося тем самым ущерб государству;
б) «ожидание — вознаграждение». Любое коммерческое предприятие, осуществляющее экспортно-импортные операции, заинтересовано в скорейшем оформлении таможенной документации, оперативной проверке грузов и быстром пересечении таможенной границы. Простой товаров на пропускных пунктах или складах таможни чреват для бизнеса финансовыми потерями, так как всякого рода задержки замедляют оборот товарно-денежных потоков, на какое-то время замораживает капитал.
Недобросовестные сотрудники таможни могут использовать этот момент в своей неблаговидной деятельности, задерживая прохождение задекларированных грузов под надуманными предлогами. Особенно процветает эта деятельность в случаях, когда законодательство позволяет на легитимной основе производить задержку грузов. Владельцы грузов, стремясь избежать непроизводительных простоев, предлагают таможенникам мзду, после чего движение товаров через таможенную границу возобновляется.
Попытки сотрудников таможни делать собственный бизнес на торговле должностными обязанностями — весьма распространенное явление во всем мире. Издержки, которые несет при этом государство и общество в целом, могут быть весьма значительными как в денежном исчислении, так и в моральном плане.
4. Трансакционные издержки, связанные с недостатком доверия. Налаживая контакты с зарубежными партнерами и заключая деловые соглашения, участники внешнеэкономической деятельности вынуждены учитывать некоторые виды неопределенностей, связанные с дефицитом доверия. В упрощенном виде проблема сводится к следующему. Выделим два типа поведения контрагентов внешнеэкономической сделки:
- основанное на полном взаимном доверии;
- основанное на тотальном недоверии.
При полном доверии подписание и исполнение внешнеэкономических контрактов в значительной степени облегчается. Сторонам сделки не нужно тратить время и денежные средства на сбор информации о деловом партнере, его текущем финансовом состоянии, связях и репутации. Нет также необходимости в тщательной юридической проработке всех правовых и экономических нюансов сделки, дополнительном страховании всевозможных случаев неисполнения партнером своих обязательств. Естественно, что при полном доверии участников внешнеэкономической деятельности друг к другу почти нет никаких трансакционных издержек, связанных с юридическим оформлением контрактов и поиском информации о партнере.
Антиподом полного доверия партнеров внешнеэкономических сделок является ситуация взаимного недоверия и подозрительности. Каждый из контрагентов сделки допускает оппортунистическое поведение своих визави, предполагает, что в определенные моменты прохождения сделок они могут их подвести, действуя лишь с учетом собственных интересов. Недоверие и подозрительность заставляют партнеров по внешнеэкономическим сделкам предпринимать необходимые меры предосторожности, подключая к оформлению деловых контрактов квалифицированных юристов и экспертов из специализированных агентств. Привлечение к сделкам купли-продажи высокопрофессиональных специалистов требует дополнительных затрат, которые и являются трансакционными издержками (см. рис.1).
Иногда трансакционные издержки и другие затраты, связанные с выходом на зарубежные рынки столь велики, что заставляют предприятия и отдельных предпринимателей вовсе отказываться от участия во внешнеэкономических сделках. В лучшем случае высокие трансакционные издержки подрывают конкурентоспособность бизнеса, повышают цену экспортируемых и импортируемых товаров, снижают эффективность внешнеторговых операций.
Этапы развития экономики таможенного дела
Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела
Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук
Экономические учения и таможенная политика
Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница
Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ
Особые экономические зоны и таможенные режимы
Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости
Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров
Способы исчисления таможенной стоимости товаров
Понятие и сущность трансакционных издержек
Виды трансакционных издержек в таможенном деле
Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях
Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.
Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами
Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов
Создание Всемирной торговой организации (ВТО)
Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды
Меры по предотвращению контрабанды
Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом
Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля
Таможенный валютный контроль в Российской Федерации
Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях
Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение
Таможенные брокеры и их задачи
Интернет-ресурсы таможенных органов