Практика возведения таможенных барьеров во внешнеэкономических отношениях привела в XX в. к существенному осложнению международной торговли. Помимо мер таможенного тарифного регулирования стали повсеместно применяться инструменты квотирования и лицензирования. Под предлогом борьбы с ввозом и вывозом контрафактной продукции многие страны ввели в таможенную практику механизмы сертификации и технические ограничения. Это означало, что продукция, поступавшая на внутренний рынок извне, должна была соответствовать определенным стандартам и техническим условиям, применяемым на территории данного государства. Если подобные условия не выполнялись, ввоз продукции на таможенную территорию страны не допускался. Например, если минеральная вода разливается заводом-изготовителем в емкости по 0,5 л, а в правилах указывается объем тары в 0,4 л, то импорт данной продукции запрещался. Такой порядок получил название технических ограничений.
Со второй половины XX в. стала набирать силу ограничительная практика по экологическим соображениям. Например, если автомобиль имел ненадлежащие параметры по содержанию выхлопных газов, его импорт либо запрещался вовсе, либо обременялся высокими таможенными пошлинами.
Свой специфический отпечаток на систему международной торговли накладывало то обстоятельство, что после второй мировой войны образовалась биполярная система политических и экономических отношений – капиталистическая (рыночная) и социалистическая (нерыночная). В 1949 г. был создан СЭВ – Совет экономической взаимопомощи стран социализма, призванный реализовать преимущества хозяйственной кооперации государств-союзников. В него вошли СССР, Польша, Болгария, Чехословакия, Венгрия и другие государства из социалистического лагеря. Для более эффективного обмена товарами и технологиями для стран-участников создавались благоприятные условия во внешнеэкономических отношениях. Таким образом, возникло сообщество стран – торговых партнеров, применявших в отношении друг друга одинаковые таможенные тарифы, правила и условия пересечения таможенной границы.
Противостоящие социалистическим странам капиталистические государства пытались в условиях идеологической конфронтации действовать по двум основным направлениям:
— препятствовать развитию внешнеэкономических отношений стран – членов СЭВ;
— снижать накал противостояния во внешней торговле между собой, договариваясь о взаимных уступках и компромиссах в области таможенных тарифов и таможенного законодательства.
Политика сдерживания социалистических стран привела к созданию специального внешнеторгового органа – Координационного комитета по экспортному контролю (КОКОМ), который начал действовать с 1 января 1950 г. В состав КОКОМ вошли страны НАТО – США, Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург (исключая Исландию). В начале 1950 г. к ним присоединились Норвегия, Дания, Канада и ФРГ, в 1952 г. – Португалия, в 1953 г. – Япония, Греция и Турция, в 1989 г. – Австралия.
Вновь образованный комитет осуществлял контроль над экспортом в СССР и другие социалистические страны, чтобы препятствовать развитию торгово-экономических связей между западными странами и странами социализма. С помощью КОКОМ страны-члены этой организации стремились затруднить внедрение социалистическими странами инноваций и новых технологий в производственные процессы идеологических противников. Одновременно отдельные государства из блока НАТО вводили законодательные ограничения на внешнеэкономические отношения со странами с «нерыночной экономикой». Так, конгрессом США была принята пресловутая поправка Джексона-Вэника, установлен режим торговой блокады Кубы и т.д.
В целях урегулирования внешнеэкономических и таможенных противоречий в 1950 г. была образована Всемирная таможенная организация (ВТО) (англ. World Customs Organizations) — межправительственная организация по вопросам таможни. Тогда же в Брюсселе были подписаны три конвенции — Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества, Конвенция об оценке таможенных пошлин и Конвенция о таможенной номенклатуре. Конвенции вступили в силу соответственно 4 ноября 1952 года, 28 июля 1953 года и 11 сентября 1959 года. Главными задачами организации с момента ее создания являются гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствование таможенного законодательства, развитие международного сотрудничества.
Стремясь снизить трансакционные издержки, связанные с различными
таможенными законодательствами и правилами внешней торговли, европейские страны образовали в 1957 г. экономическое сообщество (ЕЭС), одной из главных задач которого стала ликвидация торговых барьеров между странами Западной Европы.
Параллельно с унификацией таможенных тарифов и внешнеторгового законодательства странами европейского экономического сообщества велась работа по созданию общей валюты, которая бы устраняла трансакционные издержки, связанные с обменом и хождением множества национальных валют. Итогом длительных переговоров стала сначала безналичная валютная единица ЭКЮ (ЕСU – Еurореап Сuггепсу Unit), а затем, с 1999 г. – евро, заменившая целый ряд национальных денежных единиц.
Унификация таможенных режимов и создание таможенных союзов,* как показала практика, дает весьма позитивные результаты – растет взаимовыгодный товарообмен, активно развивается международный туризм, падают непроизводительные издержки и риски, связанные с нестабильностью валют и изменением таможенных законодательств.
Очевидные выгоды от гармонизации внешнеэкономических отношений привели к созданию региональных таможенных и торговых союзов по всему миру – в Северной и Южной Америке, в Африке, в арабских странах.
С распадом в 1991 г. СССР и формированием на его основе Содружества независимых государств (СНГ), перед бывшими союзными республиками остро встал вопрос о восстановлении на новой базе производственных и торговых связей, создания партнерских отношений на принципах взаимной выгоды. По предложению России и ряда других стран СНГ стали прорабатываться и воплощаться в жизнь вопросы создания единого экономического пространства (ЕЭП) и образования таможенных союзов.
Концепция создания Единого экономического пространства стран СНГ заключается в следующем:
- Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
- Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
- Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
- ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
- Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
- Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
- Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
- Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Группой стран из числа Европейско-Азиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) было принято решение о формировании Таможенного союза.
Высшим органом Таможенного союза, создаваемого в рамках ЕврАзЭС, станет Межгосударственный совет ЕврАзЭС, а органом по разрешению споров предложено и одобрено сделать суд ЕврАзЭС. Одной из основных задач является в настоящий момент формирование правовой базы Таможенного союза. Ныне идет внутригосударственное согласование 24 базовых документов, составляющих правовую основу Таможенного союза. Работа по созданию такой правовой базы взаимоувязывается с работой по присоединению к ВТО.
В ходе переговоров было одобрено и соглашение о принципах валютной политики государств ЕврАзЭС по контролю за передвижением капитала, протокол об использовании таможенной карты при пересечении товаров через границы ЕврАзЭС, проект порядка формирования межгосударственных программ этой организации. К созданию Таможенного союза страны-участницы – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан – двигались настолько медленно, что пришлось принять принцип разноскоростной интеграции. Суть идеи состояла в том, чтобы все произведенные в третьих странах товары поступали на территорию любого государства-сообщества на одинаковых условиях. Но, несмотря на многочисленные разговоры об интеграции, за пять лет странам ЕврАзЭС удалось выровнять ввозные пошлины чуть больше, чем на 65 процентов (на начало 2008 г.). Далее стало очевидно, что создание Таможенного союза требует приложения политических усилий. Казалось бы, простая задача — установить единые правила, по которым на единую таможенную территорию попадают товары третьих стран и по которым они обращаются. Однако это влечет за собой создание некого органа, который был бы наделен наднациональными функциями. А это значит, что частью полномочных национальных органов придется поделиться. Делиться же, несмотря на полное единодушие мнений по этому вопросу, у многих участников желания не было. Вопрос, таким образом, оказался трудно разрешимым.
В ближайшее время согласованные еще в Астане документы будут предложены ассоциированным с ЕврАзЭС странам – Армении и Молдавии для их последующего присоединения к этим документам или для привлечения к работе по унификации в рамках всего блока таможенных правил и режимов. По аналитическим прогнозам, Армения и Молдавия могут присоединиться к единому евразийскому таможенному режиму до конца 2011 года (аналогичные переговоры Молдавия уже ведет с Приднестровьем, а Армения – с Белоруссией).
* Таможенный союз — соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговли между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.
Этапы развития экономики таможенного дела
Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела
Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук
Экономические учения и таможенная политика
Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница
Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ
Особые экономические зоны и таможенные режимы
Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости
Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров
Способы исчисления таможенной стоимости товаров
Понятие и сущность трансакционных издержек
Виды трансакционных издержек в таможенном деле
Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях
Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.
Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами
Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов
Создание Всемирной торговой организации (ВТО)
Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды
Меры по предотвращению контрабанды
Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом
Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля
Таможенный валютный контроль в Российской Федерации
Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях
Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение
Таможенные брокеры и их задачи
Интернет-ресурсы таможенных органов