За нашим веком мы идем
Как шла Креуза за Энеем
Пройдем немного – ослабеем,
Убавим шагу – отстаем.
Ф.И. Тютчев
Проблема инновационного пути развития России в последние годы занимает все большее место не только в трудах отечественных ученых и философов, но обращает на себя все более пристальное внимание руководителей государства, законодателей и предпринимателей. Все единодушно сходятся во мнении, что инновации необходимы, без них невозможен прорыв в новую экономику и развитое общество с высоким уровнем потребления.
Однако, несмотря на достигнутый консенсус, разработка и внедрение инноваций в технологиях, управлении, бизнесе продвигается трудно, с большим сопротивлением и натугой. При этом следует подчеркнуть, что такое положение дел характерно не только для нашей страны. Так, тенденции развития мировой экономики показывают, что из 150 стран, вставших на путь рыночных преобразований и развития инноваций, только 10-15 могут претендовать на статус развитых. Всего 7-8 стран можно отнести к высокоразвитым, они удерживают первенство по 50 макротехнологиям, на их долю приходится 92% мирового объема наукоемкой продукции (доля США — 39%, Японии — 30%, Германии — 16%, Китая — 6%). В 2010 г., по прогнозам экспертов, мировой рынок наукоемкой продукции составит 3,5 трлн. долл., из них 1,2 трлн. долл. придется на информационные технологии. России, чтобы войти в сообщество развитых стран, необходимо иметь 8-12% (250-360 млрд. долл. в год) на этом рынке. Объем мировой торговли лицензиями на объекты интеллектуальной собственности ежегодно увеличивается на 12%, при темпах роста мирового промышленного производства 2,5-3% в год.
В рамках настоящей статьи нам хотелось бы пролить свет на адекватность сложившегося мнения о внедрении различного рода инноваций в российскую хозяйственную практику, а также о трудностях перевода российской экономики на инновационный путь развития.
На наш взгляд, мнение о слабом внедрении инноваций всех типов (технических, технологических, управленческих, маркетинговых, правовых и прочих) в отечественную практику весьма поверхностно и ошибочно. За истекшие два десятилетия в нашу повседневную жизнь и бизнес вошло огромное количество новшеств. И это не только технические новинки, компьютерные технологии и средства мобильной связи. Это и новые модели ведения бизнеса, управления производством и социальными процессами, формы самоуправления корпоративных структур, средств воздействия на потребителей и избирателей.
Такое утверждение, казалось бы, полностью противоречит данным статистики и экспертному мнению о слабости внедрения инноваций в нашей стране на текущий момент. Однако данное противоречие кажущееся. Оно снимается при надлежащей классификации двух различных форм производства и усвоения инноваций:
- Заимствование инноваций за рубежом с последующей адаптацией под собственные нужды;
- Продуцирование инноваций на базе отечественной науки и предпринимательства.
По первому пути чаще всего идут страны, не располагающие собственным сколько-нибудь значимым научным потенциалом и не имеющим возможности финансировать национальную науку. Экономя на фундаментальных исследованиях и расходах на инфраструктуру науки, такие страны заимствуют инновации у мировых лидеров, усваивают их (зачастую пиратским путем) и впоследствии могут переходить на второй путь развития инноваций, т.е. с использованием собственной научной и производственной базы. Путем заимствования инноваций шла в 1950-е гг. Япония, в 1970-е Сингапур и Ю.Корея, в 1980-90-е Китай и т.д. Даже богатые европейские страны, экономившие во второй половине ХХ в. на космических исследованиях и связанных с ними инновациях, позже пересмотрели свою позицию и стали активно заимствовать данные научные разработки и технологии из опыта США и России.
Заметим, что данное направление усвоения и внедрения инноваций, несомненно, более экономичное и прагматичное, нежели второе, связанное с финансированием и постоянным совершенствованием собственной научной, научно-внедренческой и образовательной базы. Однако здесь имеются свои серьезные контрдоводы. И главный среди них состоит в том, что для мировых лидеров в области политики, экономики и культуры, к коим без всяких натяжек относится и Россия, данный путь как основной неприемлем, т.к. это путь ведомого, а не ведущего. Возглавить мировую гонку инноваций можно лишь за счет развитой отечественной индустрии инноваций, использования интеллектуального потенциала нации, поощрения духа творчества, самореализации и конкуренции в национальном и международном масштабе.
В связи с политическими и экономическими потрясениями, Россия за последние два десятилетия стала постепенно дрейфовать в сторону заимствования иностранных инноваций, а не разработки собственных. И в этом ничего страшного и необычного нет, если данный кризисный период не становится слишком продолжительным. Затягивание реформ ведет к утрате научной базы, интеллектуального потенциала, разрушению научных школ, деградации образовательной системы. Заимствование и копирование чужих инноваций подрывает национальное самосознание и самоуважение россиян, делает нас всех должниками и заложниками развитых государств, владеющих правами на инновационные продукты. И это не говоря об оборонном и экономическом значении инноваций, во многом определяющим безопасность и благосостояние нации.
Казалось бы, российское руководство сделало свой осознанный выбор инновационного пути развития страны с опорой на собственную базу инноваций. Об этом неоднократно заявлял и Президент РФ Д.А.Медведев и премьер В.В.Путин. Однако решительного продвижения по выбранному пути пока не наблюдается. В чем же причина такого парадокса? Почему озвученные цели реализуются с большими трудностями или не реализуются вовсе? По нашему мнению, здесь имеется целый комплекс причин, которые состоят в следующем.
Во-первых, в нашей стране система продуцирования инноваций была выстроена до 1990-х гг. по нерыночному принципу (см. рис.1). При этом структурный элемент №2 «Перевод научных разработок в товар» в новых условиях утратил свою работоспособность, а адекватной замены ему пока не создано. Самым серьезным образом ощущается также недостаток квалифицированных менеджеров (бизнес-ангелов), способных осуществлять эту работу.
Второй значимой причиной трудностей с разработкой и внедрением инноваций является малое количество финансовых институтов (инновационных банков и венчурных фондов), способных осуществлять рисковое финансирование в достаточных объемах на продолжительные сроки. Пока существуют сферы бизнеса с 25-30% рентабельностью, желающих вкладывать капиталы в проекты с неопределенным исходом очень мало. В этой связи следует подчеркнуть, что в современной России достаточно активно растут инновационные фирмы, производящие программные продукты и малые предприятия, специализирующиеся на изготовлении инновационных товаров, не требующих высоких капитальных затрат.
Что же касается долговременных рисков финансирования, то проблема эта ни в плане налоговых льгот, ни в плане поддержки государства пока, на наш взгляд, удовлетворительного решения не нашла.
Следующей причиной, непосредственно влияющей на количество и качество отечественных инноваций, является снижение эффективности российской науки в целом. Данная проблема очень многогранна и комплексна; она уже весьма продолжительное время обсуждается в научных и политических кругах. Это и реформирование системы Академии наук, и модернизация научно-исследовательских институтов, и изменение программ финансирования фундаментальных и прикладных исследований, и коммерциализация научных разработок.
И все же, несмотря на всю глубину и комплексность проблем, основных приоритетов ее решения всего два – люди и деньги. Причем человеческий фактор является основным, так как поиск и отбор талантов с соответствующим их вознаграждением есть ведущее звено, потянув за которое, можно существенным образом улучшить ситуацию.
Большой проблемой для появления инноваций всех уровней является проблема правового регулирования и налогообложения деятельности, связанной с производством и внедрением инноваций. Следует признать, что некоторые позитивные сдвиги в этом направлении законодателями и правительством в последние годы осуществляются (в частности, появились законодательные акты о свободных экономических зонах, о малых инновационных предприятиях при вузах и т.д.). И все-таки говорить о формировании благоприятной законодательной среды в части эффективного функционирования инновационного бизнеса пока рано. Нам еще только предстоит создать адекватный правовой климат для разработки и развития нововведений, стимулирования венчурных предпринимателей и рискового капитала.
При анализе трудностей, возникающих при продуцировании и внедрении инноваций нельзя обойти вниманием и тему бюрократизма и взяточничества отечественного чиновничества. Настоящим тормозом, отбивающим любое желание что-либо менять, стали работники местных и центральных органов государственной власти. Уже на стадии разработки инновационных проектов у организаторов венчурного бизнеса возникают значительные трудности с получением необходимых согласований и подписей чиновников. При этом многие госслужащие рассматривают разрешительные подписи как часть личного бизнеса, что зачастую становится для инноваторов тяжким бременем или непреодолимым препятствием в реализации новых проектов.
В комплексе причин, затрудняющих продвижение инноваций, нельзя проигнорировать военно-оборонную тематику. Здесь можно отметить такой важный момент, как слабый переток инновационных технологий из военного сектора в гражданский. Режим сверхсекретности, далеко не всегда обоснованный, мешает оперативному перетоку полезных инноваций в производство товаров народного потребления. Так, например, военные засекречивают карты местности с разрешением в 1 метр. В то же время можно совершенно беспрепятственно получить соответствующие карты любого участка земной поверхности через интернет, используя программу Google Earth. Данный подход затрудняет использование таких инфраструктурных инноваций как отечественная система глобального позиционирования Глонасс, конкурирующей с американской GPS и европейской Галилео.
Все вышеперечисленные причины оказывают серьезное тормозящее воздействие на производство и внедрение инноваций. Как следствие, утрачиваются позиции России как мирового экономического лидера на международной арене. На наш взгляд, быстрое и решительное устранение преград на пути продуцирования и внедрения инноваций создаст хорошие предпосылки для возвращения России в число ведущих инновационных держав.