Коворкинг как инновационная форма организации бизнеса

Коворкинг-центры

Коворкинг-центры

С развитием интернет-технологий стала динамично меняться структура рынка занятости – особенно в среде молодежи и фрилансеров, то есть людей творческих профессий, работающих без привязки к конкретному работодателю. Активные и амбициозные люди предпочитают работе по найму свободное предпринимательство, связанное с выполнением отдельных заказов или участием в конкретных проектах.

Данную тенденцию мы уже отмечали ранее, рассматривая существующие тренды в современном менеджменте и организации бизнеса (см. Современные подходы к бизнес-менеджменту: vadim-galkin.ru/business-basics/shkoly-menedzhmenta/sovremennye-podxody-k-biznes-menedzhmentu).

Используют желание фрилансеров трудиться самостоятельно и компании-работодатели, все более развивая модель аутсорсинга.

Конкретно это выражается в том, что предприятия, работающие по аутсорсинговым схемам, могут привлекать персонал на более выгодных условиях – например, программистов, дизайнеров, копирайтеров, архитекторов и других работников на частичную занятость или абонентское обслуживание. При этом работающие по договорам свободной кооперации сотрудники или их коллективы функционируют на предпринимательских началах; они не находятся на определенном рабочем месте оговоренное время и не обязаны выслушивать нотации и поучения начальников. Их задача – исполнять отдельные профессиональные функции или решать возникающие проблемы в определенный срок за установленную плату. Какие технологии, методы и средства они при этом будут использовать – решает каждая бизнес-единица самостоятельно.

Использование аутсорсинговых моделей в системе управления предприятием получает в современном бизнесе все большее распространение. Появились целые кластеры фирм и отдельных предпринимателей (фрилансеров), которые обслуживают потребности юридических и физических лиц на условиях абонентского обслуживания или выполнения разовых заданий. За счет включения инициативы исполнителей, их творческой и физической энергии, свободы принятия решений, общая эффективность бизнеса возрастает.

Однако ничего идеального не бывает. Фрилансерам часто не хватает общения с коллегами, обсуждения новых идей и проектов, споров, всего того, что называется благоприятной экосредой. Возникающее противоречие между желанием индивидуальной работы и коллективного взаимодействия находит свое частичное разрешение в специальных институтах бизнеса – коворкингах, которые завоевывают ныне все большую популярность в предпринимательской среде.

Идею создания коворкинга (от англ. co-working, совместно работающие) первым воплотил в жизнь в 2005 году американский программист Брэд Ньюберг, попытавшийся объединить достоинства работы фрилансера с преимуществами коллективной деятельности профессионалов. Им было арендовано вместительное помещение с необходимой инфраструктурой – офисной мебелью, интернетом, автостоянками, комнатами для питания и отдыха, где могли размещаться группы фрилансеров и начинающих предпринимателей (старт-аперов), желающих приобрести необходимый опыт и навыки.

По сути, Ньюберг взял кальку с обычного кафе, где обычно собираются группы каких-либо специалистов – айтишников, дизайнеров, архитекторов, художников. А так как люди в таких кафе часто заказывают мало блюд, но долго сидят и спорят, то владельцы заведений берут с них плату за время пребывания, а не только по стоимости сделанных заказов (Такие заведения в современной России получили название антикафе или мини-коворкингов).

В кафе, как мы помним, собирались французские художники-импрессионисты, туда приходили Тулуз-Лотрек, Пикассо, Шагал, Модильяни. В ресторанчиках и кафе собирались и анархисты, социалисты, поэты и ученые.

Зачастую к «профессиональной тусовке» в излюбленных местах базирования подключаются люди, желающие проконсультироваться, пообщаться с местными авторитетными специалистами и экспертами в данной области, найти исполнителей на определенный заказ.

Присмотревшись к спонтанной самоорганизации тусовочных собраний, Ньюберг решил перенести этот «дикий улей» на цивилизованную почву «организованной пасеки», предложив ту же среду в более подобающих условиях.

На сделанное предложение откликнулись люди творческих профессий, которым требовалась качественная профессиональная экосреда, где они могли бы общаться, советоваться, спорить, обучаться, приобретать деловые связи (см. рис.1).

Рис.1. Преимущества и недостатки коворкинг-центра.

Рис.1. Преимущества и недостатки коворкинг-центра.

Модель коворкингов стала распространяться по всему миру, образуя свои клоны в Америке, Европе, странах Юго-Восточной Азии. Не обошло это удачное решение и Россию, где коворкинги стали формироваться, по преимуществу в столичных городах и мегаполисах.

Принципы функционирования коворкингов отличаются от работы уже знакомых россиянам бизнес-центров и технопарков. Если бизнес-центры – это структуры, сдающие в аренду офисы и предлагающие прочие сервисные услуги, а технопарки предоставляют еще и производственное оборудование, то с коворкингами дело обстоит несколько иначе. Здесь основное – привлечь профессиональную тусовку хорошим имиджем и финансовыми условиями.

Обычно плата за предоставляемое в аренду помещение коворкинга более умеренная, чем в бизнес-центрах. Одно рабочее место в коворкингах Москвы обходится в 7-15 тыс. руб. в месяц, что доступно даже для начинающих фрилансеров. Отдельные коворкинги даже идут на поминутную оплату аренды, взимая по 1,5 рубля с человека за минуту пребывания. Таким образом, если фрилансер пообщался с коллегами всего 1 час в день, то заплатит только 90 руб. За весь день платить не надо, — а тем более за месяц, где квадратный метр офисного пространства будет стоить от 40 тыс. руб.

Свою выгоду в развитии коворкинг-центров увидела и государственная власть. Предоставляя помещения и дополнительные услуги фрилансерам, местные и федеральные структуры поощряют малое предпринимательство, не забывая при этом и про самоокупаемость данных проектов. Такую заинтересованность следует только приветствовать.

Пока, правда, не вполне ясна тенденция на проникновение коворкингов в российскую глубинку. Будут ли местные профессиональные тусовки в кафе или на конференциях перерастать в нечто большее – покажет время. Не исключено, что если цены в отечественных кафе снизятся до уровня европейских, то надобность в коворкингах в России снизится.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.