С развитием интернет-технологий стала динамично меняться структура рынка занятости – особенно в среде молодежи и фрилансеров, то есть людей творческих профессий, работающих без привязки к конкретному работодателю. Активные и амбициозные люди предпочитают работе по найму свободное предпринимательство, связанное с выполнением отдельных заказов или участием в конкретных проектах.
Данную тенденцию мы уже отмечали ранее, рассматривая существующие тренды в современном менеджменте и организации бизнеса (см. Современные подходы к бизнес-менеджменту: vadim-galkin.ru/business-basics/shkoly-menedzhmenta/sovremennye-podxody-k-biznes-menedzhmentu).
Используют желание фрилансеров трудиться самостоятельно и компании-работодатели, все более развивая модель аутсорсинга.
Конкретно это выражается в том, что предприятия, работающие по аутсорсинговым схемам, могут привлекать персонал на более выгодных условиях – например, программистов, дизайнеров, копирайтеров, архитекторов и других работников на частичную занятость или абонентское обслуживание. При этом работающие по договорам свободной кооперации сотрудники или их коллективы функционируют на предпринимательских началах; они не находятся на определенном рабочем месте оговоренное время и не обязаны выслушивать нотации и поучения начальников. Их задача – исполнять отдельные профессиональные функции или решать возникающие проблемы в определенный срок за установленную плату. Какие технологии, методы и средства они при этом будут использовать – решает каждая бизнес-единица самостоятельно.
Использование аутсорсинговых моделей в системе управления предприятием получает в современном бизнесе все большее распространение. Появились целые кластеры фирм и отдельных предпринимателей (фрилансеров), которые обслуживают потребности юридических и физических лиц на условиях абонентского обслуживания или выполнения разовых заданий. За счет включения инициативы исполнителей, их творческой и физической энергии, свободы принятия решений, общая эффективность бизнеса возрастает.
Однако ничего идеального не бывает. Фрилансерам часто не хватает общения с коллегами, обсуждения новых идей и проектов, споров, всего того, что называется благоприятной экосредой. Возникающее противоречие между желанием индивидуальной работы и коллективного взаимодействия находит свое частичное разрешение в специальных институтах бизнеса – коворкингах, которые завоевывают ныне все большую популярность в предпринимательской среде.
Идею создания коворкинга (от англ. co-working, совместно работающие) первым воплотил в жизнь в 2005 году американский программист Брэд Ньюберг, попытавшийся объединить достоинства работы фрилансера с преимуществами коллективной деятельности профессионалов. Им было арендовано вместительное помещение с необходимой инфраструктурой – офисной мебелью, интернетом, автостоянками, комнатами для питания и отдыха, где могли размещаться группы фрилансеров и начинающих предпринимателей (старт-аперов), желающих приобрести необходимый опыт и навыки.
По сути, Ньюберг взял кальку с обычного кафе, где обычно собираются группы каких-либо специалистов – айтишников, дизайнеров, архитекторов, художников. А так как люди в таких кафе часто заказывают мало блюд, но долго сидят и спорят, то владельцы заведений берут с них плату за время пребывания, а не только по стоимости сделанных заказов (Такие заведения в современной России получили название антикафе или мини-коворкингов).
В кафе, как мы помним, собирались французские художники-импрессионисты, туда приходили Тулуз-Лотрек, Пикассо, Шагал, Модильяни. В ресторанчиках и кафе собирались и анархисты, социалисты, поэты и ученые.
Зачастую к «профессиональной тусовке» в излюбленных местах базирования подключаются люди, желающие проконсультироваться, пообщаться с местными авторитетными специалистами и экспертами в данной области, найти исполнителей на определенный заказ.
Присмотревшись к спонтанной самоорганизации тусовочных собраний, Ньюберг решил перенести этот «дикий улей» на цивилизованную почву «организованной пасеки», предложив ту же среду в более подобающих условиях.
На сделанное предложение откликнулись люди творческих профессий, которым требовалась качественная профессиональная экосреда, где они могли бы общаться, советоваться, спорить, обучаться, приобретать деловые связи (см. рис.1).
Модель коворкингов стала распространяться по всему миру, образуя свои клоны в Америке, Европе, странах Юго-Восточной Азии. Не обошло это удачное решение и Россию, где коворкинги стали формироваться, по преимуществу в столичных городах и мегаполисах.
Принципы функционирования коворкингов отличаются от работы уже знакомых россиянам бизнес-центров и технопарков. Если бизнес-центры – это структуры, сдающие в аренду офисы и предлагающие прочие сервисные услуги, а технопарки предоставляют еще и производственное оборудование, то с коворкингами дело обстоит несколько иначе. Здесь основное – привлечь профессиональную тусовку хорошим имиджем и финансовыми условиями.
Обычно плата за предоставляемое в аренду помещение коворкинга более умеренная, чем в бизнес-центрах. Одно рабочее место в коворкингах Москвы обходится в 7-15 тыс. руб. в месяц, что доступно даже для начинающих фрилансеров. Отдельные коворкинги даже идут на поминутную оплату аренды, взимая по 1,5 рубля с человека за минуту пребывания. Таким образом, если фрилансер пообщался с коллегами всего 1 час в день, то заплатит только 90 руб. За весь день платить не надо, — а тем более за месяц, где квадратный метр офисного пространства будет стоить от 40 тыс. руб.
Свою выгоду в развитии коворкинг-центров увидела и государственная власть. Предоставляя помещения и дополнительные услуги фрилансерам, местные и федеральные структуры поощряют малое предпринимательство, не забывая при этом и про самоокупаемость данных проектов. Такую заинтересованность следует только приветствовать.
Пока, правда, не вполне ясна тенденция на проникновение коворкингов в российскую глубинку. Будут ли местные профессиональные тусовки в кафе или на конференциях перерастать в нечто большее – покажет время. Не исключено, что если цены в отечественных кафе снизятся до уровня европейских, то надобность в коворкингах в России снизится.