Кризисы в спорте – такое же распространённое явление, как и в экономике, политической и социальной сфере. Кризисы могут быть кратковременными и затяжными, глубинными и поверхностными, разрушительными и созидательными. Они могут протекать в достаточно тяжёлой, деструктивной форме или же осуществляться легко и быстро, без значительного финансового и репутационного ущерба. В общем, спортивные кризисы могут быть весьма разнообразными, вызываться внешними и внутренними причинами.
В своей организационно-управленческой и экономической истории российский спорт неоднократно проходил все упомянутые виды кризисов, истоки которых имели различную социальную, политическую, психологическую и идеологическую природу. Решения по выходу из кризиса всегда находились, но за выход из депрессионного и угрожающего состояния платилась очень разная цена – подчас непомерно высокая.
Затяжной и тяжёлый кризис, поразивший российский олимпийский и профессиональный спорт после 2014 года, стал, пожалуй, самым разрушительным в плане подрыва репутации России, ОКР, Минспорта, имиджа наших выдающихся атлетов и тренеров на мировом уровне. Мы не будем долго распространяться о истоках кризиса, привнесённого, по большей части, извне, и исходящий от таких официальных организаций, как МОК, ВАДА и Международный паралимпийский комитет. Естественно, свою лепту внесли в скандальное преследование россиян и Международные спортивные федерации, среди которых особо отличилась Международная федерация лёгкой атлетики. Ещё неизвестно, как поведёт себя ФИФА уже этим летом, в период проведения на территории России футбольного ЧМ-2018.
Но, разумеется, не стоит сбрасывать со счетов и наши собственные промахи, которые стоит выявить, изучить, и более впредь не допускать.
Выделим несколько основных факторов, которые в течение ряда лет «минировали» поле российского спорта, запускали деструктивные процессы организационно-управленческого застоя, очковтирательства и размножения дилетантизма.
Фактор первый – это негодная кадровая политика. После крупного поражения российского спорта на ванкуверской Олимпиаде 2010 года тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев решил уволить всех главных спортивных чиновников, которые были повинны в поражении. В отставку подали многие – в том числе и тогдашний глава ОКР Леонид Тягачёв (хотя и не обязан был это делать, поскольку возглавлял неправительственную организацию). Не подал в отставку лишь Виталий Мутко, уверявший, что от этого лучше никому не будет. Тогда его прикрыл В.Путин, который и назначил Мутко на пост главы Минспорта в 2008 году, тихонько закрыв Росспорт с Вячеславом Фетисовым во главе (Фетисова чуть позже пересадили в кресло сенатора).
Виталий Мутко, пересидев опасный период в правительстве Путина, продолжал свою кадровую и управленческую политику, считая, что деньги решают всё. Это по настойчивым рекомендациям Виталия Леонтьевича РФС подписал неслыханно затратный контракт с итальянским тренером Фабио Капелло, оказавшегося самым дорогим тренером на ЧМ-2014. Напомним, что тогдашнее вознаграждение наставника сборной России по футболе составило 11,3 млн. долл. Для сравнения: зарплата тренера команды Коста-Рики, показавшей отличный футбол, составила всего 446 тыс. долл. – то есть ровно в 25 раз меньше, чем у Капелло. В последующие полгода-год РФС мучительно искал деньги на погашение долга перед сеньором Капелло. Будучи министром спорта В.Мутко предложил выкручиваться из патового положения руководителю РФС Николаю Толстых, на которого и был повешен долг. Ситуацию разрешил Алишер Усманов, заявивший, что «нельзя доводить ситуацию до такого абсурда» и выделившего на погашение долга 400 млн. руб.
Креатурой В.Мутко оказался и ныне всем известный Григорий Родченков, побывавший в психлечебнице и потом вновь занявший кресло руководителя российской антидопинговой службы. Можно много ещё говорить о Мутко, о его странных инициативах по покупке и натурализации африканских легкоатлетов. Но всё тот же Мутко был в сентябре избран главой РФС, прибавив этот титул к своей должности министра спорта.
Кстати, о совместителях. Александр Жуков, глава Олимпийского комитета России также давно и прочно сидит на двух креслах, совмещая высшую спортивную должность с местом вице-спикера Госдумы.
А что же Владимир Путин? Как он отреагировал на манёвры Мутко и Жукова? Весьма спокойно и даже поощрительно. После скандала с Мутко и его дисквалификацией МОК наш непотопляемый министр был даже повышен в должности до вице-премьера. Попытка президента Путина утрясти дела с МОК путём привлечения к работе уже далеко не молодого Виталия Смирнова полностью провалилась.
Как видим, наши высшие спортивные чиновники и не думают подавать в отставку, несмотря на громкий и недвусмысленный глас народа. Видимо, с честью и достоинством у них не всё в порядке – им нужен внешний импульс от того же Путина, который вынужден извиняться перед атлетами за себя и за них (Жуков предпочёл извиниться перед МОК, но никак не перед отечественными болельщиками и атлетами).
Вывод из всего сказанного очевиден – после новых президентских выборов нам надо срочно менять главных спортивных чиновников, проводить реорганизацию ОКР и Министерства спорта, делать их более демократичными и гибкими, интеллектуально и научно подкованными.
Фактор второй – это отсутствие «мозгового центра» российского спорта. Ещё в 2011 году мы обращали внимание на то, что ВНИИФК и спортивная наука себя плохо чувствуют. Это недвусмысленно выражалось в том, что принятые законы о ФиС (от 1999 и 2007 гг.) были некачественными, в стране не велось создание научных школ по спортивному менеджменту, экономике спорта, физкультурно-спортивному праву. На развитие спортивной науки в рамках вузовских кафедр денег почти не выделялось, дело было пущено на самотёк.
Правда позже, уже после начала активной фазы скандала с российскими атлетами, на Президентском совете по спорту было принято решение о создании центра спортивной науки на базе Сколково или МГУ – об этом сообщил экс-министр спорта РФ Шамиль Тарпищев. Однако о практической реализации этой идеи пока ничего не слышно – видимо, опять нет денег.
Без высококлассного научного центра России не обойтись (Олимпийский университет в Сочи оказался колоссом на глиняных ногах), поскольку для представительства в Международных спортивных федерациях, Спортивном арбитражном суде, в прочих комиссиях и структурах требуются специалисты мирового уровня, которых у нас почти нет. Подготовить и переподготовить их, создать мозговой и прогностический центр – вот задача трёх-пяти грядущих лет
Фактор третий – отсутствие поддержки со стороны спецслужб. Ещё с сочинской Олимпиады и даже раньше было заметно, что против России ведётся активная политическая, идеологическая и пропагандистская война, которая естественным образом выплёскивалась в спорт. Сначала нас обвиняли в плохой организации Олимпиады, в воровстве и неспособности возвести спортсооружения мирового уровня. Потом на Олимпиаду в Сочи решили не приезжать западные политические лидеры. А уж потом давление многократно усилилось из-за Крыма и Донбасса.
Но почему-то наших разведчиков и контрразведчиков эта ситуация никак не насторожила. Их внимание не привлёк разнос американцами ФИФА и отстранение от руководства Йозефа Блаттера, не заинтересовали аресты высших чиновников от спорта по запросу прокуратуры США. Осталась в стороне от всевидящего глаза спецслужб подрывная работа ВАДА, МОК и их коллег из ФБР и ЦРУ (о чём сообщали хакеры из группы «Фанни Бирс»). Да и прямые угрозы со стороны американских властей – в аспекте признания России угрозой США, что её экономика будет «разорвана в клочья», не заставили наших разведчиков действовать решительно и точно.
Вывод из этого должен быть сделан однозначный – спорт является таким же полем борьбы против России, что и военно-политическая сфера. Поскольку за спортивными чиновниками ведётся охота со стороны западных спецслужб, противодействие им должно быть оказано достаточно жёсткое – на уровне борьбы с терроризмом.
Не худо было бы организовать и межведомственную комиссию по защите российского спорта, куда бы вошли, помимо Минспорта и силовых структур, Министерство юстиции, Министерство культуры, МИД и Минэкономразвития. Возможно тогда воз сдвинулся бы с места.
Уважаемый Вадим Витальевич! Поясните, пожалуйста, что имеется в виду, когда идет речь об охоте спецслужб за спортивными чиновниками. Это Блаттер и пр. на Западе, либо наши типа Мутко. Если это наши, то не жалко, как говорится, «пускай забирают». Может надо даже помочь ребятишкам.
Работа спецслужб, как обычно, должна выстраиваться по нескольким направлениям. СВР занимается внешней разведкой, аналитикой, разработкой отдельных спортивных чиновников (взятки, коррупция, злоупотребление должностными полномочиями, халатность, любовницы, наркотики, педофилия и т.д.). ФСБ занимается такими персонажами как Родченков, Мутко и проч., Администрация президента — кадровой политикой, пиаром и имиджем страны, полиция и налоговая работают по своим каналам, служба по финансовому мониторингу отслеживает валютно-денежные потоки. Никто ещё не отменял вербовку тех или иных лиц в России и за рубежом — как из стана сочувствующих, так и из лагеря врагов. Без этой важной работы мы будем всё время в роли проигравших и оправдывающихся.
Т.е. получается Вы допускаете работу российских спортивных чиновников на российские же спецслужбы? И чем они им могут быть интересны? «Стучать» разве будут друг на друга? Тогда понятно — кто первый начал говорить, тот и прав. Как-то больше верится в то, что именно западным разведкам боле интересны наши чины. их есть за что зацепить.
Да, и еще. Вы все это утверждаете чисто гипотетически, или же на самом деле обладаете конкретной информацией? То есть так должно быть. Или же так есть?.