Вчера в Государственной Думе был одобрен в первом чтении проект бюджета России на 2014 и 2015-2016 годы. По новой методологии госбюджет формируется на трехлетний плановый период. Квинтэссенцией нынешнего бюджета страны стали следующие доминанты – сокращение социальных расходов (здравоохранения, образования, сферы ЖКХ), увеличение затрат на силовые министерства и оборону, засекречивание бюджетных ассигнований в больших объемах, чем это было ранее.
В связи с ухудшением экономической ситуации в стране и затухающим экономическим ростом первоначально планировалось произвести секвестр по всем статьям бюджета. Даже тарифы естественных монополий предполагалось не индексировать вовсе, а предложить РЖД, Газпрому, Транснефти, поставщикам энергии и прочим субъектам повысить эффективность производства и сократить внутренние издержки.
Однако дебаты и громкие заявления наткнулись на сильное лоббистское сопротивление многих влиятельных лиц и структур. В итоге сокращения коснулись, в основном, здравоохранения, науки, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Так, финансирование образования в 2014 году сократится на 88 млрд. руб. (т.е. на 12,9% от уровня 2013 года), здравоохранения — на 44,3 млрд. руб. (8,6%), а ЖКХ — на 36 млрд. руб. (23,7%).
Меры экономии не затронули оборонных расходов и затрат на силовые структуры, которые даже несколько возросли. В проекте бюджета значатся следующие цифры: за период с 2014 по 2016 годы увеличение финансирования обороны составит 1 трлн. 270 млрд. руб., т.е. возрастет более чем на 60%. При этом на данный период правительством запланирован дефицит бюджета в 389,6 млрд. руб. (0,5% ВВП), в 2015 году — 796,6 млрд. руб. (1% ВВП), в 2016 году — 486,5 млрд. руб. (0,6% ВВП).
За сухими цифрами проекта бюджета скрываются реальные приоритеты современного российского государства, которое по прежнему делает акцент на военно-полицейскую тематику. Что же касается сохранения и улучшения человеческого капитала, то это, увы, не входит в планы президента, правительства и думского большинства от «Единой России».
Заглядывая в ближайшее будущее, мы можем с достаточной степенью уверенности прогнозировать, что в последующие годы нас ждет повышение существующих налогов (и/или введение новых), сокращение сферы малого и легального бизнеса, остановка роста ВВП (или его переход в отрицательную область), отток капитала и ухудшение других макроэкономических показателей.
Конечно, принятие данного проекта бюджета не будет для России фатальным шагом. Однако огромные военно-полицейские расходы лягут тяжелым бременем на экономику страны. В условиях старения населения, нерешенности проблем пенсионной реформы, внутренней и внешней миграции, монополизированности хозяйственной системы, низкой продолжительности жизни населения, слабой системы медицинского обслуживания, стагнирующей науки, выбранные приоритеты вызывают недоумение.
Спору нет, стране нужна современная и боеспособная армия, новейшие вооружения и квалифицированный личный состав. Однако стоит ли платить курсантам военных училищ стипендию в 17 тыс. руб. (что более чем в 10 раз превышает стипендию обычного студента) или зарплату молодому лейтенанту в 50 тыс. руб. (при зарплате профессора в 25 тыс. руб.) – это предмет отдельного разговора.
Сокращение финансирования науки и образования приведет к определенной деградации человеческого капитала, снижению инновационности экономики и долговременным вредным последствиям. Что же касается отрасли здравоохранения, то здесь затраты надо только увеличивать в связи с тем, что мы далеко отстали от развитых стран в этой важнейшей сфере.
Выводы, к сожалению, однозначны – представленный правительством бюджет нельзя назвать хорошим. Его принятие, даже с известными поправками, будет способствовать отставанию России от мировых лидеров, консервировать отсталость, сырьевую направленность и слабую конкурентоспособность страны.
Принятие бюджета России на 2015 и 2016-2017 гг.