Современные рынки фитнес-индустрии неоднородны по своему количественному и качественному составу. По своей численности преобладают малые формы бизнеса, которые представляют отдельные предприниматели и небольшие фитнес-студии с численностью персонала от 5 до 30 человек. Эта многочисленная когорта юридических и физических лиц составляет кадровую основу для средних и крупных сетевых фитнес-клубов; в этой среде непрерывно возникают и исчезают плеяды новых предприятий, проявляются таланты или неспособность вести бизнес, формируются новые идеи, методики, способы привлечения и обслуживания клиентов.
Основным элементом и движителем малого предпринимательства в фитнес-индустрии является организатор фит-бизнеса. Именно его знания, энергия, воля и целеустремленность становятся тем приводным ремнем, который заставляет вращаться колеса рынка, приводить в движение массы наемных работников, материальных и финансовых средств. В этой связи фигура организатора фит-бизнеса представляет особый интерес для экономического анализа, выявления его личностных и профессиональных качеств, а также мотивов занятия предпринимательской деятельностью.
Создание «обобщенного портрета» организатора фит-бизнеса целесообразно начать с таких основополагающих свойств его характера, как желание трудиться в условиях свободы и творчества, заниматься любимым делом и зарабатывать деньги в той сфере, которая является твоим призванием.
Первые предприниматели в сфере фит-бизнеса стали появляться на волне увлечения массового потребителя аэробикой (ритмической гимнастикой) и шейпингом (упражнениями, формирующими фигуру). Популяризация данных видов физической активности такими мировыми знаменитостями как Джейн Фонда, Мадонна, Шарон Стоун и рядом других звезд первой величины привлекли к здоровому образу жизни, индустрии красоты и здоровья сотни тысяч людей во всем мире. Проявились и стали нарастать новые модные тенденции, которые были активно поддержаны телевидением, радио, печатными СМИ, а позже и сетью интернет. На базе физической культуры, шейпинга, аэробики и бодибилдинга стал формироваться комплексный фит-бизнес, который вбирал в себя как губка все полезные инновации, соединяя их в единую систему по укреплению, омоложению и оздоровлению организма.
Кадровую основу формирующейся фитнес-индустрии составили многие бывшие и действующие спортсмены и тренеры, специалисты по гимнастике, легкой атлетике, спортивным танцам и некоторым другим видам спорта. Располагая определенным предпринимательским капиталом в виде денежных накоплений, знаний, умений, известности, деловых связей, эти люди организуют свой бизнес в различных формах, простейшей из которых является индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица.
Индивидуальные предприниматели, в роли которых выступают начинающие свой бизнес фитнес-инструкторы и персональные тренеры, имеют неоспоримые преимущества по сравнению со всеми другими формами бизнеса. Они состоят в том, что:
· Индивидуальное предпринимательство возможно совмещать с работой по найму. Таким образом, с одной стороны, минимизируются риски от неудачного вхождения в бизнес, а с другой – реализуется возможность дополнительного заработка;
· Персональный тренер или частнопрактикующий фитнес-инструктор хорошо знает лично всех своих клиентов, ему досконально известны их потребности и желания, а со многими из них он находится в дружеских отношениях. Это обстоятельство играет весьма важную роль в части устойчивости бизнеса, в аспекте создания контингента постоянных потребителей;
· Ведение собственного фитнес-бизнеса без образования юридического лица не требует значительных единовременных инвестиций, что очень важно для начинающих предпринимателей.
Однако самое главное преимущество индивидуального предпринимательства в сфере фитнеса – это свободная творческая деятельность в любимой сфере, там, где личный интерес совпадает с интересом коммерческим. Зависимость финансовых результатов работы индивидуальных фитнес-инструкторов и персональных тренеров от количества и качества вложенного труда – есть сильнейший стимул вести дела эффективно, повседневно заботиться о том, чтобы клиенты были довольны.
Работая в одиночку, персональным тренерам и фитнес-инструкторам приходится сочетать в одном лице функции многих специалистов – консультанта по физической нагрузке, диетическому питанию, омолаживающим и оздоравливающим методикам, медицинским вопросам. И все это в дополнение к знаниям и умениям в области маркетинга, психологии и управления бизнесом.
Очевидно, что сочетание всех перечисленных знаний и качеств – дело весьма непростое. Поэтому фитнес-инструкторам, действующим как индивидуальные предприниматели, нужны помощники, которые бы дополняли их самих и брали часть работы на себя. В связи с тем, что привлечение третьих лиц к работе требует ознакомления последних с технологиями ведения индивидуального бизнеса, почти всегда существует опасность копирования бизнеса, о которой мы упоминали выше. Учитывая эту особенность, персональные тренеры и фитнес-инструкторы чаще всего привлекают к вспомогательной работе родственников, уровень доверия к которым выше, чем к сторонним специалистам. Таким образом формируется семейный фит-бизнес, который весьма распространен в малых формах предпринимательской деятельности.
Рыночные ниши, которые по преимуществу заполняет индивидуальный и семейный фит-бизнес – это сегмент работы с состоятельными VIP— клиентами по специальным программам и методикам, реабилитационно-восстановительные занятия среди специальных контингентов (лиц с умственными и физическими отклонениями, восстанавливающих здоровье после операций и травм и т.д.), обучение особых потребительских групп (иностранных граждан, профессиональных спортсменов, переобучение и повышение квалификации персональных тренеров и т.п.). Другими словами, индивидуальные фитнес-инструкторы наиболее эффективны и востребованы там, где средний и большой фит-бизнес мало результативен из-за малочисленности клиентских групп или особых требований, предъявляемых потребителями.