Прежде чем начать рассмотрение этапов развития российской хозяйственной системы и отечественного предпринимательства в их хронологической последовательности, нам следует хотя бы в краткой форме осветить специфику данной отрасли знания.
История экономики и бизнеса – это особая научная дисциплина, в которой достаточно много неизвестных величин, феноменов, явлений, которые современным учёным только предстоит установить. Исследователям зарождения и эволюции производства, ремёсел, хозяйственных отношений, бизнесов, экономических реформ, приходится реконструировать происшедшие события на основе письменных источников, археологических находок (артефактов), логических размышлений, догадок и гипотез.
Наши представления о экономике Древней Руси, её развитости, специфике, глубине кооперации с зарубежными странами, могут быть в значительной степени пересмотрены с обнаружением новых фактов, способов реконструкций, объективных методов датировки событий. В этой связи нам следует иметь в виду, что история экономики и бизнеса является не застывшей и окостенелой наукой, а динамично развивающейся областью знания.
Необходимо также отметить, что история экономики и бизнеса не является просто хронологической цепью перечисления происшедших событий и свершившихся фактов. Фактография должна дополняться исследованием причин тех или иных хозяйственных феноменов, выявлением предпосылок, построением гипотез, теорий и доктрин. Сопоставление фактов, установление закономерностей и внутренних взаимосвязей, причин и следствий – важнейшая задача истории экономики и бизнеса, требующая от исследователей знания как эмпирического материала, так и творческих подходов в анализе и синтезе минувших событий.
Наконец, отметим и такие основополагающие функции истории экономики и бизнеса, как образовательную, воспитательно-патриотическую, культурную и прогностическую.
Изучая историю экономики и бизнеса, люди в значительной степени пополняют собственный багаж знаний, который, в свою очередь, заставляет мыслить и смотреть на вещи по-другому. Незнание своей и чужой истории порождает непонимание, предрассудки, предвзятость и враждебность. Людьми плохо образованными легче манипулировать, замещая знания лозунгами, пропагандой, искаженными фактами. Человек знающий становится более уважаемым и влиятельным, свободным в мнениях, суждениях, общении с окружающим миром.
Исследуя хозяйственную жизнь своего народа, этапы экономического и социального развития, люди проникаются нуждами и реалиями минувших времён, лучше начинают понимать цену совершённых когда-то преобразований, дух времени, мировоззрение, ценности, стремления своих предков. Проникновение в канву времён формирует атмосферу сопричастности, неравнодушия к судьбе собственной страны и её народов. Человек постепенно начинает рассматривать собственную жизнь в русле исторического развития своей страны, её чаяний и свершений, обычаев и традиций. Так в душе каждого кристаллизуется патриотизм, любовь и уважение к родине.
Познавая хозяйственное развитие своей страны и других государств, человек совершенствует личную культуру, мораль и мышление, что находит своё выражение в общении с окружающими, коллегами, родными и близкими, партнёрами по бизнесу. По внешнему виду человека, его речи, жестикуляции, интонациям, лексикону в быту и Интернете, мы немедленно определяем степень развития индивида, его кругозор и интересы. Всем нам хочется больше общаться с людьми культурными, знающими, понимающими. Чтобы стать такими людьми, приходится предпринимать определённые усилия, совершенствующие нашу личность. В этом процессе изучение истории экономики и бизнеса занимает далеко не последнюю роль.
Завершая наш вводный обзор, упомянём и прогностическую функцию истории экономики и бизнеса. В любой стране – в том числе и в нашей, почти постоянно идут экономические реформы – модернизируются финансы, промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг. При осуществлении модернизации нередко допускают мелкие и грубые ошибки, ведущие к серьёзным потерям, материальному и имиджевому ущербу. Причём на поверку выясняется, что большая часть ошибок совершается из-за игнорирования собственного экономического опыта, развития отечественного предпринимательства и бизнеса. А чужая практика, даже хорошо развитых стран, оказывается для нас чужеродной и малопродуктивной. Не зная собственной экономической истории, мы уподобляемся ребёнку, который, желая стать умнее и авторитетнее, одевает очки взрослого человека. Однако вместо мудрости получает искажённый взгляд на окружающий мир, который к тому же требует последующего лечения.
Попробуем избежать этих нежелательных последствий и начнём рассмотрение истории российской экономики и бизнеса с азов – то есть с Древней Руси.