В первой трети ХХ века в философии спорта стала формироваться новая концепция, основанная на теориях шовинизма и национального превосходства одних наций над другими. Теоретиками и духовными вдохновителями такого рода теорий стали такие философы, как А.Шопенгауэр и Ф.Ницше, идеи которых о всесилии человеческой воли, отрицании норм нравственности и морали для сильных и избранных индивидов (для «белокурой бестии») или народов стали идейной платформой для националистов.
Идеи этих философов были подхвачены представителями других наук, готовых доказать с «естественнонаучной точки зрения», что одни нации находятся по умственному и физическому потенциалу выше прочих народов. Так, швейцарско-немецким психиатром А.Плётцем была разработана концепция «расовой гигиены», которая подразумевала существование людей высшей расы и не вполне качественного человеческого материала (из числа «неполноценных народов»), которые не следовало смешивать. В практическом плане это означало, что немцы, как представители «арийской нации», не должны вступать в браки с евреями, славянами, цыганами, французами и т.д. За такие разработки впоследствии нацистский режим выразил Плётцу благодарность, так как данная доктрина легла в основу биологического обоснования для гитлеровского государства.
Вопросы происхождения и крови для нацистской Германии приобрели в 1930-е годы важнейшее значение. Считалось, что основные физические характеристики тела, ментальность, особенности поведения унаследуются «сверхлюдьми» генетически. Нордические расы превосходят все остальные практически по всем показателям – в науке, искусстве, музыке, военном деле, в спорте. Гитлеру следовало лишь доказать это всему миру. Для международной демонстрации превосходства арийской нации (то есть немцев) была выбрана Олимпиада 1936 года, проходившая в Берлине.
Фюрер предпринял все возможные меры к тому, чтобы Игры прошли на высочайшем уровне. Впервые Олимпиада транслировалась не только по радио, но и телевидению. Всё было подготовлено к тому, чтобы немецкие атлеты на стадионах и спортивных аренах наглядно доказали расовое превосходство нордической расы. К сожалению, престарелый Пьер де Кубертен, морально поддержал Гитлера, назвав его в своей радиоречи «одним из лучших творческих духов нашей эпохи».
Состоявшаяся в Париже в июне 1936 года Международная конференция в защиту олимпийских идей выступала за перенос Игр из Берлина в Барселону, так как не следовало проводить главный спортивный форум в тоталитарном и нацистском государстве. Однако принятое ранее МОК решение пересмотрено не было.
Наблюдавшие за соревнованиями зрители из разных стран с удивлением наблюдали, как выходившие на арену спортсмены, или же, напротив, закончившие выступление — в прыжках, беге или на отдельных снарядах, выбрасывали правую руку вперёд в нацистском приветствии. Присутствовавший на трибунах Гитлер был доволен, так как многие медали брали немецкие атлеты.
Однако запланированного триумфа арийской нации не получилось. Атлеты из других стран также показывали неплохие результаты. Но особенно досадил нацистскому руководству Германии представитель «неполноценной нации», чернокожий спортсмен из США Джесси Оуэнс, завоевавший на Берлинской Олимпиаде 4 золотых награды. Раздосадованный Гитлер отказался пожимать руки чернокожим атлетам и евреям, и когда представители МОК сделали ему замечание, что это дискриминация, не стал пожимать рук никому.
Дальнейшее развитие событий на полях Второй мировой войны поколебало веру в «сверхчеловека», способного силой свои выдающихся качеств стать господином у всех прочих народов. Однако и сейчас философия национального превосходства в спорте продолжает жить в тех или иных искажённых формах. И в настоящее время на стадионах и спортивных аренах можно услышать оскорбления африканских или азиатских атлетов, разгорячённые фанаты не стесняются в выражениях или выходках, бросая на поле бананы, или скандируя речёвки сомнительного содержания.
Что и как исследует философия спорта
Место философии спорта в системе гуманитарного знания
Законы развития в философии спорта
Школы и направления в философии спорта ч.1
Школы и направления в философии спорта ч.2
Философия антиспорта: средневековый регресс
Философия допинга: человек-машина
Философия экстремального спорта
Философия тренировки