Эффективное функционирование предприятия, то есть его успешная работа по уставным целям, со стабильной прибылью и приемлемой рентабельностью, зависит от внутренней и внешней среды. Если брать в качестве иллюстрации отдельного индивида, то аналогия здесь такая: человек может быть квалифицированным, образованным, иметь глубокие профессиональные знания, опыт и навыки. Но внутренние высокие качества не обязательно приведут к достойной самореализации во внешнем мире, так как на рынке труда вероятен переизбыток предложения, или вакансии заняты по непотическому (родственному, клановому) признаку, или же в стране бушует кризис и работу надо искать в других регионах или за рубежом.
Не исключается и обратная ситуация, когда внешняя среда благоприятна для толковых работников, на рынке имеются привлекательные вакансии с хорошим вознаграждением. Но потенциальный сотрудник не может воспользоваться хорошей конъюнктурой из-за болезни, недисциплинированности, из-за вредных привычек, потребления наркотиков или склонности к правонарушениям.
Эта аналогия, хотя и не совсем точная по отношения к предприятию, всё же даёт нам возможность понять главное – есть факторы, которые человек или компания способны контролировать путём изменения своего поведения, а есть те, на которые влиять не удаётся – они заданы экономическим субъектам извне. Отсюда и проистекает градация факторов на внешние и внутренние, которые для деятельности предприятия имеют решающее значение (см. рис.3).
Под внутренней средой предприятия понимается обстановка в трудовом коллективе, степень сотрудничества подразделений, уровень компетентности специалистов, мотивация сотрудников, величина оплаты труда, наличие современных технических средств, автоматизации и технологий. И конечно, ведущим фактором внутренней среды предприятия является адекватный менеджмент, когда все управленческие решения принимаются своевременно, а исполняются точно и в срок.
Внешняя среда — это совокупность целой гаммы факторов, к которым относятся политические, экономические, финансовые, социальные, отраслевые риски. Чтобы уверенно и поступательно развиваться, предприятию следует отслеживать и прогнозировать изменения на рынках и в потребительском поведении, как меняется мода и уровень доходов целевых групп населения, какие налоговые и законодательные изменения грядут, возможен ли в ближайшем будущем кризис, введение экономических санкций, ограничение на движение капитала и тому подобные события.
В последние годы цифровая экономика и интернет меняют целые сферы экономики – например, книжные и газетные рынки, рынки такси (с появлением сервисов Uber, Gett, ЯндексТакси), финансовые и банковские продукты.
Любое неправильное определение тенденций во внешней среде ведёт к потере прибыли, рынков и даже банкротству предприятия. Даже крупные предприятия, бывшие совсем недавно лидерами отрасли, могут стремительно потерять прибыль и рыночные позиции при ошибках в оценках спроса и ситуации во внешней среде. Так, теперь уже мало кто помнит таких ярких лидеров как компании МайСпэйс, Нокия или Яху. Их менеджмент сработал неудачно при прогнозировании потребительского спроса во внешней среде, что и привело, в конечном счёте, к утрате позиций и потере лидерства.