Главной задачей всякой научной дисциплины является выявление законов функционирования каких-либо объектов и общественных феноменов, установление взаимосвязей между явлениями, объяснение причин и следствий происходящего вокруг нас. Знание законов природы и общества помогает строить повседневную жизнь людей более разумно, целесообразно, комфортно.
Конечно, можно жить и без научного познания (так живут животные), без философского осмысления бытия, в соответствии с установившейся традицией, культурными и правовыми нормами прошлого. Однако такой подход лишает общество динамики, тормозит и даже поворачивает вспять развитие, является стоп-краном для прогрессивных преобразований. Те народы, которые принимают подобную идеологию, слабо развиваются экономически и социально, проигрывают конкуренцию в современном глобальном мире.
Естественно желание людей во всём мире жить более богато, комфортно, интересно, разнообразно. Для этого необходимо постоянно трансформировать общество, государство, производство, общественные институты таким образом, чтобы они соответствовали новым вызовам, текущим реалиям, будущим перспективам. Если этого не делать своевременно, то государство или общество начинает походить на ребёнка, выросшего из своей одежды. Нелепый вид его усугубляется тем, что каждое активное движение приводит к порывам старой одежды, вызывая стыд дитяти и насмешки окружающих.
Эта образная гипербола в упрощённом, схематичном виде иллюстрирует отношение передовых государств к тем странам и континентам, которые задержались с модернизацией, потеряли ритм преобразований, допустили диспропорции в развитии общественных институтов.
Одним из таких институтов, создающих новое качество жизни, является спорт. Именно физическая активность и спорт становятся на современном этапе одной из главных производительных сил, инструментом сохранения и приумножения человеческого капитала, обширной отраслью образовательной, воспитательной, досуговой, профессиональной и экономической деятельности.
Качественное функционирование физической культуры и спорта невозможно без познания и осмысления законов развития системы двигательной активности в той или иной культурной среде. Установленные теоретиками, практиками и философами законы, закономерности и тенденции ложатся в основу многих научных дисциплин, а также прикладных направлений, задающих вектор развития системе спорта и институтов двигательной активности в локальном и международном масштабе.
Что же представляют собой законы с философской точки зрения, какова их структура и классификация? На поставленные вопросы можно ответить следующим образом. Законы – это особые категории, отображающие существование устойчивых повторяющихся связей между явлениями реального мира. Данную нами формулировку для большей точности следует дополнить фразой о связи не только с реальным, но и виртуальным миром, который открылся для человека в конце ХХ века. Это последнее техническое и технологическое достижение открыло перед философами новую категорию, отсутствовавшую в предыдущих философских исканиях – виртуальность, которая по своей природе не является ни реальностью, ни мыслительной конструкцией.
Из самого факта появления упомянутой выше философской категории (виртуальности) мы можем сделать вывод об изменчивости философских законов, которые могут меняться и дополняться в процессе эволюционного развития общества, общественных отношений, окружающей действительности.
На философском уровне принято различать законы в следующей градации:
— универсальные законы;
— эмпирические законы;
— теоретические законы;
— статистические и динамические законы;
— специфические законы.
Для большей наглядности покажем данную классификацию в виде простой схемы (см. рис.1).
На верхнем уровне находятся универсальные, всеобщие законы – такие, как законы перехода количества в качество, сохранения энергии, всемирного тяготения. Действие этих законов носит непреложный и объективный характер, не зависит от воли и желания человека – их можно отрицать, критиковать, пытаться найти исключения. Однако от этого они не меняются и продолжают действовать во всём материальном мире.
Далее следуют эмпирические и теоретические законы. Эмпирические законы люди выводят из практики, замечая устойчивую связь явлений. Например, ещё на заре человеческой цивилизации представителями разных народов была установлена несомненная связь между тренировкой тела и ростом мышечной массы, силы, скорости, выносливости. И, напротив, отсутствие физической нагрузки, недостаток движения ведут к ослабеванию организма, накапливанию жировой ткани, изменению в худшую сторону пропорций человеческого тела.
Эмпирические законы лишь выявляются человеком, ставят его перед фактом существования данной связи, но не объясняют причины и суть наблюдаемого феномена. Эту важную задачу призваны исполнить законы теоретические, которые на основе тех или иных моделей, гипотез или наблюдений дают трактовку исследуемому явлению, корректно объясняют всю систему наблюдающихся взаимосвязей.
В физической культуре и спорте эмпирические и теоретические законы тесно взаимодействуют друг с другом. Наблюдаемая опытным путём взаимозависимость анализируется теоретиками, подводящими научную базу под выявленную взаимосвязь. Затем сформированный теоретический закон проверятся опытным путём, то есть исследователи вновь обращаются к эмпирике. Выясняя пределы распространения закона, его нелинейности, дополнительные случайные факторы, учёные вновь возвращаются к теоретическому обоснованию, внося в него необходимые поправочные коэффициенты, постулаты, оговорки, модельные ограничения.
Отдельные законы проявляют себя в исторической или временной динамике, в статистических рядах. Например, сравнивая результаты выступления атлетов в различных возрастных группах, мы можем зафиксировать сначала возрастающую динамику спортивных результатов до определённого возраста. Затем наступает некоторая стабилизация и дальнейший спад показателей.
К специфическим законам мы можем отнести действие, например, биологических, психологических, исторических законов.
Особой категорией законов являются рукотворные, создаваемые человеком законы – принятые в формальном (юридическом) или неформальном порядке нормы поведения в спорте, быту, трудовой и экономической деятельности и т.д. Упомянутые законы также являются предметом исследования в философии; ими занимается специальная дисциплина – философия права.
Что и как исследует философия спорта
Место философии спорта в системе гуманитарного знания
Школы и направления в философии спорта ч.1
Школы и направления в философии спорта ч.2
Философия антиспорта: средневековый регресс
Спорт как философия национального превосходства
Философия допинга: человек-машина
Философия экстремального спорта