После распада СССР и обретением Российской Федерацией своей государственности возникла необходимость в создании качественной правовой базы в сфере физической культуры и спорта, в которой бы нашли свое воплощение все те изменения, которые произошли в физкультурно-спортивной и других областях жизнедеятельности общества – в экономике, политике, идеологии, а также в образе мыслей граждан нашей страны.
Необходимая правовая база в виде Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте была разработана и принята Верховным Советом РФ 27 апреля 1993 г. Принятые Основы законодательства о физической культуре и спорте стали важнейшей вехой в создании правовой базы физкультурно-спортивной отрасли. Значимость Основ связана с тем, что многие принципиально важные положения впервые были закреплены юридически. Так, в Основах юридически закреплялась компетенция Российской Федерации, республик, краев и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта (ст.4-6), вводились понятия «Система физической культуры» и «Спорт» с постатейной их расшифровкой (ст.11-24), законодательно определялись источники финансирования физической культуры и спорта (ст.25-26). Заметим, что российские Основы законодательства о ФиС были как две капли воды похожи на белорусский Закон о физической культуре и спорте, принятый всё в том же 1993 году.
Однако после принятия Основ законодательства в течение последующих лет стали вскрываться некоторые его пробелы и недочеты. Общая концепция физкультурно-спортивного законодательства давалась неконкретной и размытой. По-видимому, на тот момент создать четко структурированный и реально работающий Закон о ФиС не представлялось возможным, так как не вполне было ясно, по какому пути пойдет наша страна, какую модель физической культуры и спорта выберет. Поэтому была избрана форма Основ законодательства, которые очерчивали общий подход депутатов и спортивных экспертов к проблеме законодательного регламентирования физкультурно-спортивной отрасли.
Накопившиеся за несколько лет рыночного развития замечания и новые реалии российской физической культуры и спорта заставили законодателей существенным образом переработать и уточнить существующие правовые нормы, создать новый закон «О физической культуре и спорте», который был призван заменить принятые ранее Основы законодательства о ФиС.
Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте» был принят Государственной Думой 13 января 1999 г., одобрен Советом Федерации 27 января и подписан Президентом страны 29 апреля 1999 г. В юридическую силу закон вступил с момента его опубликования, то есть с 7 мая 1999 г.
Сразу отметим, что вновь принятый закон все же не смог в полной мере устранить те пробелы, которые были свойственны Основам законодательства о ФиС. Закон получился таким же декларативным и необязательным для исполнения, как и принятые до него Основы. Просуществовав восемь лет, Закон о ФиС от 1999 г. был заменен новым законом, который был призван не только устранить декларативность предыдущего правового акта, но и привнести в него новый дух конкретики и самодостаточности.
Следует отметить, что российские законодатели не стали совершенствовать существующий закон от 1999 г., дополняя его новеллами и уточненными редакциями отдельных глав и статей. Было принято решение о создании нового закона, который бы, с одной стороны, устранял недостатки и изъяны ранее действующего правового акта, с другой – создавал бы обновленное правовое поле для регулирования физкультурно-спортивных отношений.
Качественно обновленный Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был опубликован 8 декабря 2007 г. и вступил в силу 1 января 2008 г.
Вновь принятый Закон РФ «О физической культуре и спорте», действующий в настоящее время, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России. Структура Закона представлена на рис.1.
В главе 1 «Общие положения» указываются цели и задачи Закона, а также раскрываются основные понятия, которыми оперирует Закон. В частности, ст.2 раскрывает смысл таких терминов, как «физическая культура», «спорт», «спортивная федерация», «профессиональный спорт», «массовый спорт», и проч. Трактовка данных терминов очень важна для правильного понимания положений Закона и недвусмысленного их толкования. Не менее значимы выверенные определения основных дефиниций для статистики и грядущих судебных процессов. Законодатель специально посвящает расшифровке терминов статью 2 Закона, чтобы заинтересованные стороны при судебных разбирательствах не давали разную интерпретацию используемой терминологии.
В то же время значимость адекватной трактовки велика и при сопряжении данного Закона с другими законодательными актами. Например, Закон о ФиС от 1999 г. следующим образом трактовал понятие «профессиональный спорт» – это предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.
Очевидно, что если профессиональный спорт – это предпринимательская деятельность, то она должна регулироваться соответствующими положениями гражданского и налогового кодексов. В то же время профессиональным спортивным организациям уже затруднительно получать дотации из бюджетов всех уровней, так как в нашей стране предпринимательская деятельность, как правило, не дотируется.
В Законе о ФиС от 2007 г. термин «профессиональный спорт» трактуется иначе − как «часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату». Законодатель уходит от трактовки профессионального спорта как предпринимательской деятельности, пытаясь избежать коллизии с дотациями профессиональным атлетам и клубам из федерального и местных бюджетов. Однако звучит это достаточно натянуто и слабо с точки зрения права, – ведь спортивный бизнес – это не только атлеты; это и тренеры, и менеджеры, и владельцы спортклубов и спортсооружений. Кроме того, не вполне понятно, вознаграждение – это прибыль или что-то иное?
Надо сказать, что правовые огрехи такого плана встречаются в новом законе весьма часто. Некоторые критические замечания мы сделаем ниже, при постатейном анализе Закона о ФиС.
См. также: Закон РФ «О физической культуре и спорте». Часть 2.
Закон Украины «О физической культуре и спорте». Часть 1.
Закон Украины «О физической культуре и спорте». Часть 2.
Закон Республики Казахстан «Офизической культуре и спорте» Часть 1.
Закон Республики Казахстан «Офизической культуре и спорте» Часть 2.