Громкие международные скандалы, последовавшие в конце мая 2015 года, связанные с арестами высокопоставленных чиновников Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), вывели на качественной новый уровень юридические проблемы интернациональных спортивных организаций. Обвинения в коррупции, последовавшие со стороны правоохранительной системы США, и последовавшие вслед за этим задержания высокопоставленных функционеров ФИФА, которые осуществляла полиция Швейцарии, вызвала широкий отклик среди общественности разных стран. Невиданный ранее правовой конфликт усугубился целым рядом обстоятельств. К их числу относятся следующие юридические нюансы:
- Члены исполкома ФИФА задерживались накануне проведения голосования, в результате которого должен был быть избран новый президент главной футбольной организации мира. Часть стран (в том числе США) были настроены против кандидатуры действующего главы ФИФА Й. Блаттера. Таким образом, в СМИ стали распространяться сведения о силовом давлении на несогласных, желавших проголосовать за Й.Блаттера.
- Юрисдикция США в данной правовой коллизии была распространена на 14 чиновников ФИФА, представлявших разные страны. Задержанные в Лозанне (Швейцария) члены ФИФА, прибывшие на конгресс для участия в выборах, были обвинены в коррупции; причём некоторые арестованные должны были быть экстрадированы в США.
- Штаб-квартиры Международных спортивных организаций (в том числе Международного Олимпийского комитета, которая также находится в Швейцарии), теперь перестают быть неприкасаемыми; их сотрудники могут подвергаться слежке, преследованию и наказанию по закону принимающей страны.
- Политическое давление на международные спортивные организации со временем нарастает. Мощная пропаганда западных СМИ, ходатайства американских сенаторов, некоторых министров и глав государств, рекомендовавших в 2012-2014 гг. бойкотировать Олимпиаду в Сочи, дискредитировавшие Россию как страну-организатора Игр получила своё продолжение в связи с футбольными чемпионатами мира в Москве и в Катаре.
Возникшие вызовы требуют своего правового решения как на национальном, так и международном уровне.
Надо сказать, что в связи с коммерциализацией спорта количество денежных средств в системе МОК, ФИФА и других международных организаций с 1990-х гг. резко выросло. Профессиональный спорт стал ныне большим бизнесом, в котором обращаются десятки миллиардов долларов. Колоссальные доходы гольфистов, футболистов, хоккеистов, баскетболистов, боксёров, теннисистов и представителей прочих видов спорта стали притягивать к себе аферистов и коррупционеров всех типов. Договорные матчи, продажа прав на проведение престижных игр и чемпионатов, официальные и теневые отчисления от спонсоров – всё это начинает расцветать буйным ростом с начала 1990-х и 2000-х годов. Расследования немецкого издания «Шпигель», опубликованного в 2013 году, свидетельствуют, что коррупция в мировом спорте превратилась в огромную разветвлённую сеть. В частности, указывается, что менеджеры маркетинговой компании ISL «возили коррупционерам деньги в чемоданах».
В общей сложности говорится о 216 «транзакциях», причем известна лишь небольшая часть получателей – в частности, это 4 многолетних члена исполнительного комитета ФИФА, в том числе почетный президент ФИФА Жоао Авеланж или кувейтец Абдул Мутталиб Ахмад, в прошлом генеральный секретарь Олимпийского совета Азии (ОСА), который получал деньги в основном через компанию в Лихтенштейне.
Большая часть из 142 млн. франков снималась адвокатами и доверенными лицами наличными, например, со счетов в лихтенштейнском банке GLT, после чего деньги в чемоданах перевозились через границу и в Швейцарии передавались топ-менеджеру ISL Жан-Мари Веберу.
Адвокаты, которые были задействованы в схеме, подтвердили данную процедуру. Вебер отдавал деньги спортивным функционерам. «Платить взятки функционерам от спорта приходится, как зарплату, иначе они сегодня не работают», — заявил бывший финансовый руководитель компании ISL в суде. «Все эти платежи были необходимы, чтобы с нами в принципе подписывали договоры, и чтобы спортивные функционеры их придерживались, — вспоминает другой член правления ISL. – Такая практика была обычной для отрасли, частью стиля нашего бизнеса». Иными словами, «зарплатные платежи» получали функционеры тех федераций и ассоциаций, с которыми ISL имела дело.
Как получатели крупных теневых денежных сумм фигурируют МОК, ФИФА, УЕФА, ИААФ, многие другие ассоциации, федерации и спортклубы (подробнее см. здесь).
Какие же выводы следует сделать из вышеприведенных фактов? Прежде всего, следует самым серьёзным образом изменить систему международного спортивного права, которая сделает спортивные организации более транспарентными, финансово открытыми и контролируемыми. По-видимому, спортивным функционерам высокого уровня в скором времени придётся отчитываться о своих доходах и расходах (как это предусматривается законом для госслужащих).
В то же время члены международных спортивных организаций должны быть защищены дополнительными юридическими нормами от давления иностранных государств. Не исключено, что для этого им потребуется особый статус, подобный дипломатическому.
Наконец, в перспективе может быть создан специальный международный орган под эгидой спортивных союзов и федераций, осуществляющий контроль за высокопоставленными спортивными чиновниками. Так было в случае распространения допинга, когда отдельные федерации и МОК перестали справляться с этой проблемой и была создана WADA (допинговая полиция). Способен ли справляться с проблемой коррупции в спорте Международный спортивный суд (трибунал), расположенный всё в той же Швейцарии – это отдельный большой вопрос.
См. также: Коррупция в мировом спорте
Спортивный арбитражный суд в системе правового управления спортивным движением