Казалось бы, авторитет МОК, Международных спортивных федераций, Международного спортивного арбитражного суда, Всемирного Антидопингового агентства достаточно прочен и всем вышеперечисленным структурам помощь pr-менеджеров не требуется. Но на самом деле это внешнее спокойствие и стабильность лишь информационное покрывало, за пределами которого кипят страсти.
Так, руководство МОК нередко обвиняется в необъективности и торговле голосами при определении будущих мест проведения Игр. Раздаются также голоса недовольных по поводу возможного исключения спортивной борьбы из программы Олимпиад. Нередко в прессе и Интернете появляется критика в адрес МОК по поводу чрезмерной коммерциализации Игр, что прямо противоречит принципам, провозглашенным Пьером де Кубертеном. Высказываются также неоднозначные мнения о суммах, перечисляемых на содержание самого МОК, которые ранее составляли 8%, а теперь увеличились до 10% от общей величины денежных поступлений. Саркастические высказывания и рисунки мы можем наблюдать и по поводу Олимпийских спонсоров.
В России и за ее пределами достаточное количество людей настроены против Олимпиады-2014 в Сочи из-за постоянных скандалов с удорожанием объектов инфраструктуры, взятками и откатами. Критически настроенные лица даже придумали новую олимпийскую эмблему для Сочи-2014, в которой олимпийские кольца образует спрут.
Понятно, что такая разрушительная для Олимпийского движения критика бумерангом ударяет по его авторитету и имиджу. Если не противопоставлять атакам извне продуманной и выверенной pr-политики, то репутация МОК и Олимпийского комитета России сильно пострадают, что скажется на экономической, спортивной и идеологической составляющей этих уважаемых олимпийских организаций.
Бурлят страсти и в мировом футболе, который контролируется FIFA. Далеко не все клубы и национальные федерации довольны гегемонией FIFA, которая диктует правила по организационным, финансовым, управленческим и прочим вопросам мужского и женского футбола всех разновидностей – от большого до пляжного. Предпринимаются даже попытки организовать новые международные лиги (например, чемпионат СНГ), хотя руководство FIFA однозначно против таких инициатив. По репутации FIFA и национальных футбольных ассоциаций сильно ударяют скандалы с договорными матчами и закрытыми бюджетами отдельных клубов.
Практически для любой международной спортивной федерации существуют имиджевые проблемы, которые следует решать методами пиар-технологий. Поэтому каждодневная работа штатных или привлеченных релайтеров – сглаживание острых углов, поддержание достаточного уровня общественного одобрения, устранение слухов, борьба с вброшенными компроматами. В последнем случае pr-менеджеров называют «разгребателями грязи».
Чего стоит только последний эпизод с американским велогонщиком Лэнсом Армстронгом, который в прямом эфире признал факт многолетнего употребления допинга, с помощью которого выигрывал самые престижные международные соревнования.
В связи с этим нелицеприятным фактом у спортивной общественности, атлетов и любителей спорта во всем мире появилась масса вопросов к американскому Антидопинговому агентству (USADA) и Всемирному антидопинговому агентству (WADA), возглавляемого в те годы Р.Паундом, вошедшему ныне в состав МОК. Как могло случиться, что допинговые скандалы, например, с российскими лыжницами или биатлонистами все время находятся в поле внимания СМИ, тогда как у Армстронга допинг-пробы всегда давали отрицательные результаты. Не в лучшем свете предстал и Международный союз велосипедистов, который не обеспечил надлежащего допинг-контроля.
Список проблем информационно-имиджевого характера в международных спортивных федерациях можно долго продолжать. Но мы ограничимся сказанным и констатируем, что пиар-поддержка МОК и МСФ жизненно необходима. В штате международных спортивных организаций обычно работают специалисты, ведущие постоянный мониторинг общественного мнения, касающийся данной организации. Частота упоминания в печатной и электронной прессе, в блогах и форумах, эмоциональная окраска высказываний, оценки тренд-сеттеров (авторитетных лиц, задающих тенденции) – все это становится предметом пристального анализа релайтеров.
При дестабилизации информационной обстановки и появлении большого количества критических материалов (спонтанных или кем-то режиссированных), релайтеры вырабатывают стратегию противодействия данному негативу и передают задания на контрпубликации и пиар-кампании «пехоте» — то есть журналистам и блогерам. Они-то и выполняют оплачиваемую работу по восстановлению доброго имени спортивной организации путем выставления аргументации в защиту тех или иных идей, федераций, персоналий.