Основную нагрузку по управлению отдельными видами спорта несут специализированные спортивные организации, которые чаще всего именуются федерациями. Однако такое наименование не является обязательным; иногда такие организации называются союзами, лигами и ассоциациями. При рассмотрении вопросов менеджмента спортивных организаций мы для простоты будем применять единый термин – «федерация», хотя реальное многообразие наименований спортивных организаций с аналогичными функциями гораздо обширней.
Первые спортивные федерации стали формироваться в начале XIХ века. В тот период они больше напоминали клубы по интересам, нежели спортивные управленческие структуры современного образца. Люди с одинаковым хобби или пристрастием к тому или иному виду спорта (гребле, плаванию, гимнастике, конькам, бегу и проч.) собирались в часы досуга для совместного времяпрепровождения и занятий спортом. Подобные любительские объединения спортсменов имели, как правило, локальный, местный характер и редко выходили за пределы отдельного региона или страны.
С развитием физкультурно-спортивных отношений (прежде всего, в США и странах Европы) и становлением спорта как массового общественно-культурного явления, положение дел стало меняться. Для проведения соревнований среди спортсменов из разных регионов или стран требовались единообразные правила, квалифицированный судейский корпус, менеджеры по организации и проведению соревнований. И, конечно, для организации первенств и чемпионатов требовались денежные средства. Именно эти предпосылки и стали движущей силой возникновения первых международных спортивных федераций.
Одной из первых национальных спортивных федераций стала «Национальная федерация бейсбола Соединенных Штатов», образованная в 1858 г. В Европе вслед за английской футбольной лигой (1863 г.) возникли бельгийская, германская, итальянская, голландская и французская гимнастические федерации, английские федерации регби, плавания и конькобежного спорта, гребли и легкой атлетики.
Как показала многолетняя спортивная практика, введение единых правил для видов спорта и проведения соревнований оказалось делом весьма непростым. Суть проблемы состояла в том, что во многих национальных клубах и федерациях были выработаны собственные регламенты и своды правил. Более того, нередки были случаи, когда в одной стране или даже в одном городе существовало две или несколько федераций, которые не признавали друг друга и считали только себя достойными представителями данного вида спорта. Так, например, было с баскетболом в США в конце XIX – начале XX вв., когда одновременно существовало несколько баскетбольных ассоциаций, которые проводили собственные чемпионаты и имели свои правила игры. В Англии остро конфликтовали представители любительского и профессионального спорта. На особую роль претендовали федерации гимнастики и легкой атлетики, которые считали свои виды спорта главенствующими.
Понятно, что при таком разнобое ввести единые правила для всех участников, организовать единообразное и беспристрастное судейство – дело совсем непростое и кропотливое. А если добавить к этому претензии и личные амбиции руководителей федераций, социальные особенности некоторых видов спорта (их простонародность или элитарность), то вероятность нахождения компромиссных вариантов еще более затруднялась.
Путь к созданию международных спортивных федераций не был простым и легким. Все отмеченные нами противоречия, характерные для формирования национальных федераций, были в полной мере свойственны и международным спортивным объединениям. Усилившийся интерес к спорту, возрастание его значения и массовости в последней четверти XIX в. активизировали процесс создания МСФ. Вслед за англо-американскими соревнованиями по боксу и легкой атлетике и франко-бельгийскими по велосипедным гонкам начали проводиться международные встречи и по другим видам спорта. Проведение первых интернациональных соревнований ярко обозначило нужду в таких организациях как МСФ. И они стали постепенно формироваться. Вначале возникла Международная федерация гимнастики (1881 г.), потом Международная федерация гребных обществ (1892 г.), конькобежцев (1892 г.), боулинга (1895 г.) и другие. Процесс образования новых федераций в ХХ в. усилился, и численность МСФ возросла до нескольких десятков.
Необходимо в связи с этим отметить, что в условиях постоянного развития видов спорта и появления новых спортивных дисциплин возникал и возникает ныне вопрос о приобретении ими автономного статуса и формирования собственной федерации. Так, например, на базе лыжного спорта возникают биатлон, могул, фристайл, прыжки с трамплина, горнолыжный спорт. Следует ли всем им находиться под эгидой одной федерации или разделиться на несколько самостоятельных спортивных организаций? При каких условиях управление окажется более качественным и эффективным?
На поставленные вопросы нельзя ответить ни утвердительно, ни отрицательно без рассмотрения конкретных форм и способов управления существующими МСФ, их взаимодействия с национальными федерациями и МОК.
Деятельность той или иной МСФ основывается на базе устава – то есть правового документа, определяющего цели и задачи федерации, права и обязанности ее членов, организационную и управленческую структуру, способы взаимодействия с национальными спортивными организациями и ряд других положений.
В организационно-управленческом плане работа МСФ строится на принципах выборности и сменяемости руководителей. Высшим органом МСФ является общее собрание членов федерации, которое может иметь различные названия – конгресс, сессия или съезд. Общее собрание обсуждает самые злободневные и важные вопросы, стоящие перед федерацией, к числу которых относятся кадровые назначения, выборы руководящих и контролирующих органов, определение стратегических задач и направлений развития федерации, а также вида спорта, находящегося под ее эгидой. Общее собрание полномочно вносить необходимые изменения и дополнения в устав МСФ, заслушивать и оценивать отчеты руководителей федерации, принимать в состав федерации новых членов.
Повестка дня будущих общих собраний обычно заблаговременно рассылается членам МСФ для того, чтобы они могли соответствующим образом подготовиться к возможным дискуссиям и обосновать свою позицию. Решения общего собрания по любому вопросу заносятся в протокол и при необходимости оформляются в виде постановления, обязательного для исполнения всеми членами МСФ.
Официальными языками при проведении общих собраний и оформлении текущей документации являются, как правило, английский и французский. Однако в последние годы все большее распространение получает английский язык, именно он становится языком международного общения.
Сроки созыва общего собрания МСФ могут варьироваться и составлять в среднем от двух раз в год до одного раза в два года. Так, например, международные федерации лыжного спорта, легкой атлетики, плавания собирают общие собрания своих членов один раз в два года, тогда как Международный союз велосипедистов созывает ежегодно три конгресса.
Одной из важнейших функций общих собраний членов МСФ является избрание руководящих органов федерации – исполкомов, бюро, президиумов, которые осуществляют текущее управление делами. Возглавляет исполком, как правило, президент или председатель МСФ. Выборы председателя и управленческого органа осуществляются путем тайного голосования. Причем представители национальных федераций могут иметь различное число голосов (в зависимости от численности их членов). Так, например, в Международной федерации легкой атлетики все члены разбиты на четыре группы (A, B, C и D) и имеют, соответственно, по 7, 5, 3, и 1 голосу.
Экономическую основу для деятельности МСФ составляют спонсорские поступления и отчисления от теле, радио и интернет-трансляций соревнований. Часто эти основные источники поступления финансовых средств дополняются различными маркетинговыми программами – в области продажи лицензий на использование логотипов МСФ, издательской деятельности, выпуска памятных медалей и проч. Некоторую часть необходимых финансовых ресурсов составляют денежные поступления в виде членских взносов от национальных спортивных федераций.
В своей работе МСФ активно взаимодействуют с МОК, – осуществляют необходимые согласования, проводят консультации и вырабатывают совместные решения. Следует отметить, что здесь существует определенная специфика, так как не все МСФ представляют олимпийские виды спорта. Для включения того или иного вида спорта в программу Олимпийских игр необходимо, чтобы данный вид был достаточно массовым и культивировался на нескольких континентах в установленном количестве стран.[i] Таким образом, со временем одни МСФ могут утрачивать статус олимпийских видов спорта, другие, напротив, его приобретать.
Рассмотрение организационно-управленческой деятельности МСФ было бы неполным без обращения к конкретному примеру. В качестве иллюстрации обратимся к рассмотрению принципов деятельности Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA), которая объединяет ныне 205 национальных и интернациональных федераций футбола.
FIFA была образована в 1904 году. На учредительном конгрессе присутствовали делегаты только шести стран – Бельгии, Голландии, Дании, Франции, Швейцарии и Швеции (в 2014 году о зарождении FIFA вышел кинофильм, который в российском кинопрокате получил название «Лига мечты»). Впоследствии число членов FIFA стало динамично возрастать и к 1960-м гг. достигло 100. В настоящее время FIFA представляет собой самую массовую МСФ, с мощной финансовой и организационной базой.
Высшим органом управления FIFA является Конгресс, который обычно собирается один раз в два года. Однако, начиная с 1998 г., Конгресс стал проводиться ежегодно из-за растущего числа проблем, требующих оперативного решения.
Конгресс принимает решения по изменению и дополнению Устава и Процедурного регламента FIFA, одобряет годовой отчет руководящих органов федерации, осуществляет прием новых членов и проводит выборы.
Выборы Президента FIFA и других кандидатур осуществляются путем тайного голосования. Причем каждый член FIFA, вне зависимости от численности национальной федерации и количества футболистов в стране, имеет только один голос.
В промежутках между заседаниями Конгресса текущей деятельностью FIFA руководит Исполнительный комитет (Исполком), в состав которого входит Президент FIFA, первый вице-президент, 6 вице-президентов и 16 членов Исполкома (см. рис.1).
Администрацию федерации возглавляет Генеральный Секретарь, который имеет достаточный штат сотрудников (125 чел.) в штаб-квартире FIFA в Цюрихе (Швейцария). Основная функция Генерального Секретаря – воплощение в жизнь решений Конгресса и Исполкома FIFA. Практически эти действия реализуются посредством подготовки необходимых документов и правовых актов (юридический отдел), взаимодействием со СМИ (отдел коммуникаций и PR), работой с национальными федерациями (отдел футбольных ассоциаций и администраций) и стадионами (отдел стадионов и безопасности).
Генеральный Секретарь также ответствен за финансы FIFA, международные отношения, организацию Кубка Мира FIFA (Чемпионат мира по футболу), а также за другие футбольные турниры, проводимые под эгидой FIFA. Секретариат обобщает разногласия, связанные с развитием футбола, соревнованиями, финансами, бизнесом, персоналом, услугами и коммуникациями.
Членство в FIFA выгодно национальным федерациям, так как федерация обеспечивает им финансовую, организационную и правовую поддержку, дает определенные права и привилегии. В то же время членство в FIFA накладывает на национальные федерации известные обязанности. В частности, они должны соблюдать и уважать устав FIFA, разделять цели и идеала управления футболом, в качестве представителей FIFA продвигать и пропагандировать футбол в своей стране в соответствии с ценностями и нормами FIFA.
В составе FIFA имеются свои юридические и дисциплинарные органы. Их функции отражены в Дисциплинарном кодексе FIFA . Члены юридического и дисциплинарного комитетов назначаются Исполкомом FIFA на четырехлетний срок, который может возобновляться. Члены данных комитетов осуществляют свою деятельность независимо от суждений и мнений национальных федераций и руководства FIFA; они не могут быть членами любых других комитетов FIFA, получать инструкции и руководящие указания от кого бы то ни было.
Экономическая деятельность FIFA строится на базе отчислений от телевизионных, радио и интернет-трансляций футбольных матчей, а также спонсорских поступлений. Учитывая, что футбол – самый популярный в мире вид спорта, FIFA не испытывает финансовых затруднений. Проведение чемпионатов мира по футболу дают FIFA доходы в сотни миллионов долларов, которые позволяют содержать необходимый штат сотрудников, оплачивать расходы по организации соревнований, оказывать финансовую поддержку женскому, детско-юношескому и инвалидному футболу в разных странах мира.
С Международным Олимпийским комитетом у FIFA особые отношения. По массовости и зрелищности футбола, по уровню прибыльности и популярности ему нет равных среди других видов спорта. В связи с этим обстоятельством Олимпиады для FIFA не являются высшим спортивным форумом, – на Олимпийские игры допускаются национальные команды, играющие в основном молодежными составами (число взрослых игроков не должно превышать трех). Таким образом достигается компромисс между FIFA и МОК – с одной стороны, необходимо соблюсти интересы МОК и представить на Олимпиады достойные команды; с другой – FIFA не должна подрывать престиж Кубков (Чемпионатов) Мира с целью поддержания интереса к ним и обеспечения себе необходимых доходов.
Российский футбол также представлен в FIFA. Вступление в члены этой МСФ произошло в 1946 г. Ныне представитель России входит в состав Исполкома FIFA.
[i] Конкретные количественные критерии для мужских и женских видов спорта указываются в Олимпийской хартии. В частности, в программу Летних Олимпийских игр могут быть включены только виды спорта, широко распространенные не менее чем в 75 странах на 4 континентах для мужчин и не менее чем в 40 странах и 3 континентах для женщин. В программу Зимних Олимпийских игр могут быть включены только виды спорта, широко распространенные не менее чем в 25 странах на 3 континентах.