Оценка действенности, результативности спортивного мероприятия обычно проводится либо на стадии планирования данного ивента (имея в виду предыдущие практики такого рода), либо постфактум, когда на руках у организаторов имеются цифры и мнения итоговых опросов (обследований). Если мероприятие отвечает по тем или иным критериям воздействия на целевую аудиторию, то говорят, что оно является эффективным. И, напротив, провалившееся по важным для участников и организаторов спортивное событие показателям считается неэффективным.
В части количественной оценки ивента, как правило, используют некую шкалу оценок (например, привычную нам всем школьную – от 1 до 5), или процентную (от 0 до 100% по каждому показателю и совокупному критерию).
Вначале обратимся к низовому уровню проведения спортивных мероприятий, который, как мы отмечали выше, одновременно является и самым массовым. Как оцениваются спортивные мероприятия на семейном и персональном уровне? Если мы спросим участников таких ивентов об их оценках, то скорее всего, получим простой ответ: «По принципу «понравилось – не понравилось»». В более глубокие подробности папы, мамы, дети, бабушки и дедушки не входят, предпочитая всё оценивать интегральным показателем, который вбирает в себя все остальные компоненты. Скажем, семья решила посетить каток. На итоговую оценку эффективности мероприятия повлияют субъективные ощущения и объективные факторы: настроения членов семьи, самочувствие, проблемы или их отсутствие при попадании на каток (транспорт, очереди, грубость кого-либо), проблемы с коньками, взятыми напрокат, падение и получение травмы, встреча на катке с желательными или нежелательными знакомыми и проч. Особую роль при оценке события играет его антураж (например, ледовые скульптуры, оформленные дизайнерами, новогодняя ёлка, наличие пунктов питания, ростовых кукол, музыкального сопровождения, появление кого-либо из знаменитостей и т.д.
Таким образом, бинарные оценки «понравилось – не понравилось» будут включать в себя ещё и латентные факторы, выделяемые д.э.н., проф. В.К. Романович при оценке влияния рекламного воздействия:
— активизация — ощущение полноты жизни;
— родство — ощущение теплых, близких отношений с другими людьми;
— расслабленность — чувство достижения внутренней гармонии;
— компетентность — осведомленность в какой-либо области.
К этому следует добавить удовлетворённость от общения с близкими людьми, от сделанных на память фото, видео, сэлфи, последующее обсуждение спортивного мероприятия в соцсетях, в кругу родственников и знакомых.
Такие небольшие и, казалось бы, малозначимые события в жизни детей и школьников могут существенным образом повлиять на выбор спортивной секции, вида спорта для дальнейших занятий, для формирования семейных традиций в части двигательной активности и здорового образа жизни, укрепления семейных отношений, формирования определённых ценностей, саморазвития личности.
Как оценить результативность таких факторов, действие которых может проявиться спустя много лет? Как оценить эффективность неявных факторов, действие которых может проявиться спустя много лет? По какой шкале и на какую оценку их оценят участники? Вопросы эти, по большей части, риторические. Правильный ответ затрудняется не только временным фактором, но и эмоциональной оценкой, которая вначале может быть отрицательной, но с течением времени может изменить свой знак.
На этой констатации мы бы могли закончить рассмотрение спортивных событий индивидуального и семейного уровня, если бы не одно «но». Речь идёт о интегративных эффектах, поскольку события низового уровня словно матрёшка, включаются в структуру более массовых ивентов – на уровне предприятий, организаций, образовательных учреждений, территориальных спортивных мероприятий. И тогда эмоции, восприятие, ощущения индивидуумов – это не просто дело их самих или же их семей, а организаторов спортивных мероприятий, компаний-спонсоров, государственных и муниципальных структур, коммерческого сектора в целом. На этом уровне показатели эффективности дополняются такими значимыми критериями, как прибыль, торговые марки, реклама, успешность промо-акций, запоминаемость коммерческих наименований и логотипов спонсоров, изменение потребительского поведения. Об этом мы и поговорим ниже.