В арсенале современного менеджмента имеется довольно широкий спектр инструментов и методов, позволяющих управлять отдельными индивидами и различными социальными группами. В упрощенном варианте всю имеющуюся совокупность данных методов управления можно подразделить на две группы:
1. методы принуждения, основанные на насилии или угрозе насилия;
2. методы убеждения, разъяснения, просвещения и положительной мотивации с целью изменения психологических установок и корректировки системы ценностей.
Применение методов принуждения в современном демократическом обществе весьма ограниченно и далеко не всегда целесообразно. Гораздо более приемлемым является использование второй группы методов, с помощью которых осуществляется косвенное управление людьми и организациями. Термин «косвенное управление» означает, что руководство широкими массами населения и социально-экономическими институтами осуществляется не прямыми методами, а опосредованно, неявно, с использованием определенных методов воздействия на общественное сознание и поведение. Сосредоточим свое внимание на подобных методах управления, на их сущности, особенностях и способах применения.
Поведение отдельных индивидов и социальных групп определяется их менталитетом, жизненным опытом, уровнем образования и культуры. Немалую роль также играют обычаи, традиции, предрассудки, убеждения, религиозные верования. Изменение поведения различных слоев населения, таким образом, связано с трансформацией отмеченных социально-психологических и культурных факторов. Только изменив образ мыслей людей можно скорректировать их поведение.
Действенными инструментами воздействия на общественное сознание являются реклама и пропаганда, которые представляют собой особый род социальной деятельности. Основная функция рекламы и пропаганды состоит в распространении знаний, коммерческой информации, нравственных ценностей и других сведений с целью формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, оказания влияния на поведение людей. Четкого водораздела между рекламой и пропагандой не существует, однако принято считать, что рекламная деятельность связана, прежде всего, с бизнесом и призвана решать локальные задачи, а пропаганда направлена на достижение идеологических, политических, социальных и иных целей глобального уровня.
В поддержке физической культуры и спорта, здорового образа жизни используются как средства рекламы, так и пропаганды. С их помощью решаются важнейшие культурные, социальные, экономические и политические задачи. Распространяя знания о пользе физической культуры и спорта, здорового образа жизни, государство, бизнес и общественные организации стремятся достигнуть следующих целей:
- сохранить и приумножить здоровье нации, увеличить продолжительность жизни людей;
- снизить уровень потребления алкогольных напитков, табакокурения, наркотиков. В рамках этой задачи снизить потери от совершения преступлений, дорожно-транспортных происшествий, техногенных аварий и т.п.;
- изменить общественное сознание и стереотипы поведения людей, искоренить предрассудки, вредные традиции, предложить новые способы досуга и активного образа жизни, сделать жизнь более яркой, насыщенной событиями;
- сформировать и активно развивать индустрию спортивного бизнеса как социально значимого вида деятельности, увеличить спрос на спортивные товары и услуги;
- с помощью спорта высших достижений прославить свою страну на международном уровне; сформировать социально и экономически привлекательный образ спортсмена для молодежи и юношества;
- посредством физической культуры и спорта постоянно повышать производительность труда и конкурентоспособность выпускаемой продукции, снижать уровень издержек, положительно воздействовать на производственный персонал.
Опыт проведения активных пропагандистских кампаний в СССР, в развитых и развивающихся странах, показывает высокую эффективность рекламы и пропаганды в плане достижения поставленных целей, перечисленных нами выше. Выполняя роль сильнейшего идеологического средства воздействия на сознание людей, реклама и пропаганда формируют в их представлении новые привлекательные социальные облики физической культуры и спорта, приобщают широкие слои населения к здоровому образу жизни. Откликаясь на рекламные и пропагандистские обращения, большие социальные группы (дети, юношество, пенсионеры и проч.) вовлекаются в спорт, приобретают положительные привычки (делать пробежки и физзарядку, посещать фитнес-клубы, вести активный образ жизни), которые затем трансформируются в новый жизненный уклад.
Практической реализацией рекламы и пропаганды в сфере физической культуры и спорта занимаются государственные и муниципальные ведомства и структуры, общественные организации и объединения, коммерческие предприятия и ассоциации, международные спортивные организации. При этом они используют самый разный инструментарий, формы и методы работы.
Управление физкультурно-спортивным движением на микро и макроуровне без внешнего принуждения весьма затруднительно без создания соответствующих идеалов, положительных образов, одобряемых общественностью, и к которым следует стремиться. Нельзя всерьез надеяться на позитивные перемены в общественном сознании без формирования привлекательного имиджа спорта и спортсмена, здорового образа жизни и тесно связанного с ним образа успешного человека.
Что же такое имидж? Этот термин происходит от латинского слова imago и означает образ, подобие. Имидж – это определенный образ личности или иного объекта, создаваемый средствами массовой информации, литературой или самим индивидом. Иными словами, имидж – это общее впечатление, которое оказывает человек, организация или общественный институт на окружающих. При этом совсем не обязательно, чтобы созданное впечатление соответствовало реальным качествам объекта. Здесь, по словам Гераклита, «главное – не то, что есть, а то, как мы это понимаем».[i]
В русле этого тезиса в сознании определенных слоев населения сложилось устаревшее представление о спортсмене, как человеке недостаточно культурном и образованном, который отличается силой мышц, но не интеллекта. Помимо этого, в среде школьников, студентов, людей среднего возраста, сформировался малопривлекательный образ физкультуры; от бедных инвентарем и оборудованием спортивных залов школ и вузов остались не всегда приятные воспоминания.
Далеко не для всех очевидна польза от физической активности, туризма, здорового образа жизни. Все глубже в общественное сознание проникает мысль о всемогуществе фармакологических средств, с помощью которых можно сбросить излишний вес и надолго сохранить здоровье. На обывательском уровне часть высказывается мысль о главенствующей роли наследственности: если у кого-либо в роду долго жили родственники, стало быть, нет проблем – здоровье и долголетие обеспечено, а занятия физкультурой лишь дополнительная обуза.
В ряду устойчивых ошибочных представлений о спорте видное место занимают религиозные представления некоторых конфессий или сект о вредоносности и неуместности спорта для женщин или людей старшего возраста. Традиционно считается, что предназначение женщины – работа по дому и воспитание детей, а занятия спортом связаны с грехом – появлении перед зрителями с непокрытыми волосами или открытым телом, проявлением эмоций и азарта, желанием известности и проч. Конечно, большинство религиозных конфессий не проявляет жесткой ортодоксальности в вопросах физической культуры и спорта, но и не поддерживает верующих в этом направлении.
Нельзя не отметить и того факта, что в слоях населения с недостаточным образовательным и культурным уровнем распространено убеждение, что физкультура и спорт – это бесцельное времяпрепровождение, которое свойственно лишь бездельникам и людям с избытком свободного времени. Вместо того чтобы трудиться и зарабатывать деньги, спортсмены тренируются и соревнуются в свое удовольствие, выступая в роли нахлебников и дармоедов у трудящихся масс.
В семьях таких консервативных людей спорт воспринимается исключительно как забава и развлекательный досуг. Польза физической культуры для здоровья, умственного и телесного развития ими отрицается, а занятия спортом ограничиваются или запрещаются.
Все вышеперечисленные негативные образы спорта и стереотипы суженного мышления нам давно знакомы. Они очень живучи и могут быть преодолены или минимизированы только путем каждодневной целенаправленной работы по созданию иного, более привлекательного и яркого образа успешного человека, для которого спорт – не пустое развлечение, а органическая часть жизни, одна из главных составляющих успешности и сфера раскрытия талантов. Государственные органы управления спортом должны с помощью методов рекламы и пропаганды, разъяснения и просвещения разрушить неверные и ложные представления о физической культуре и спорте, заменить их современным, привлекательным имиджем. И тогда многие цели и задачи по развитию физической активности и спорта в стране будут решаться значительно легче, с меньшими финансовыми и административными усилиями. Осознав свой собственный интерес, граждане самостоятельно активизируют свою физическую и творческую инициативу, предъявят больший спрос на спортивные товары и услуги, снизят потребление алкоголя и табака.
Государство как регулятор социально-экономической жизни в стране совместно с бизнесом, физкультурно-спортивными и иными общественными организациями проводит целенаправленную работу по формированию позитивного имиджа спортсменам, спорту и здоровому образу жизни. Параллельно с этими мероприятиями проводится активная антиреклама алкогольных напитков, табакокурения, потребления наркотиков, переедания, малоподвижного образа жизни.
Несомненно, государство и общество заинтересованы в пропаганде физической культуры и спорта среди всех возрастных групп. Однако приоритетным направлением в пропагандистской деятельности следует признать такие целевые группы, как дети и молодежь в связи с тем, что именно в раннем возрасте положительные образы ложатся в наиболее благодатную почву, а полезные навыки и привычки сохраняются на всю жизнь.
Позитивный имидж физической активности, спорта и здорового образа жизни целесообразно увязывать с устремлением самого ребенка или молодого человека – быть сильным и мужественным, иметь красивую мускулатуру и осанку, быть богатым, успешным, и, как следствие, влиятельным и уважаемым в обществе человеком.
Именно эта связь – богатства, карьеры и успешности с повседневной физической активностью и спортом должна рельефно выявляться и всячески подчеркиваться (см. рис.1).
До сознания каждого молодого человека следует довести мысль о том, что сделать подлинно успешную карьеру позволяет не помощь и статус родственников и родителей, а собственные усилия. Принцип self made man (человека, самого себя сделавшего) является социально одобряемым и доминирующим в западном обществе – особенно в США. Жизнь – это повседневная борьба позиций, идей, мнений; жесткая конкуренция в профессиональной и личной сфере жизнедеятельности. Выиграть в этой бескомпромиссной борьбе очень сложно без надлежащей физической и волевой подготовки, без крепкого здоровья и целеустремленности.
Однако далеко не все граждане осознают важность данной истины. Без вмешательства извне, без пропагандистской работы она может быть усвоена либо слишком поздно, либо не воспринята вообще. Такое развитие событий нецелесообразно и недопустимо.
Уполномоченные государственные органы, физкультурно-спортивные организации и бизнес различными способами и инструментами воздействуют на широкие массы населения, формируют в общественном сознании привлекательный имидж здорового образа жизни, спорта и спортсменов.
И, напротив, создание малопривлекательного и отталкивающего образа человека пьющего, курящего или употребляющего наркотики, создает в обществе соответствующую реакцию отторжения вредных привычек, вырабатывает новые стереотипы поведения, моду на спортивный стиль жизни, одежды, досуга.
[i] Создатели и последователи нейролингивистического программирования (NLP) формулируют этот тезис так: человек воспринимает местность не так, как она есть, а как карту, которая содержит известные отклонения и упрощения.