Предприятия-производители спортивных товаров, услуг и информации

Если спортивные болельщики представляют сторону потребителей, предъявителей спроса, то сторону производителей, осуществляющих предложение на спортивных рынках, представляют предприятия, выпускающие спортивную одежду, обувь, тренажёры, инвентарь, аксессуары (то есть материальную продукцию), а также нематериальные товары – услуги и информацию.

Все эти предприятия можно классифицировать следующим образом:

  • Предприятия производящие спортивную одежду, обувь, спортивные снаряды, тренажёры и т.п. (сфера материального производства). Компании такого рода деятельности развиваются в рамках спортивной индустрии наиболее динамично ввиду появления массового спроса на спортивные товары во всем мире (сведения о компаниях-лидерах мировой спортивной индустрии представлены в приложении);
  • Предприятия предоставляющие услуги по организации и проведению спортивных соревнований – стадионы, бассейны, спорткомплексы, туристические и спортивные базы, тренажерные залы, атлетические и шейпинг-клубы и др. Сюда же можно отнести компании по организации и проведению соревнований (которые организуют проживание и питание спортсменов, экскурсии, нанимают технический персонал, охрану и т.д.);
  • Компании, работающие в информационном и шоу-бизнесе;
  • Компании, предоставляющие спортсменам и тренерам услуги по страхованию от травм и коммерческих рисков, а также осуществляющие их медицинское страхование;
  • Агентства, предоставляющие букмекерские услуги и фирмы-организаторы спортивных лотерей.

Как следует из представленной выше классификации, предприятия-производители отрасли физической культуры и спорта поставляют на рынки свою продукцию как в виде товаров, так и в виде услуг, связанных с укреплением здоровья, развлечениями и досугом. При этом услуги можно охарактеризовать как особый вид благ, предоставляемых в форме деятельности.

Вся совокупность предприятий, функционирующих в сфере двигательной активности и спорта, обслуживает потребности профессионального спорта и обширную область досуга, то есть того времени, которое остается у людей после исполнения трудовых обязанностей.

Однако на этом поприще предприятия сферы физкультуры и спорта вступают в конкуренцию с другими видами предпринимательской и социально-культурной деятельности – ресторанным бизнесом, шоппингом, выставками, кино, театрами, музеями, печатными СМИ, телевидением, радио, Интернетом. Все эти направления обслуживаются собственными производителями и инфраструктурой, поэтому следует учитывать то обстоятельство, что физическая культура и спорт находятся в постоянном противоборстве с производителями прочих товаров и услуг, в числе которых такие мощные структуры, как изготовители пива, алкогольных напитков, туроператоры, торговля.

На рынках досуга все участники борются за потребителя как по линии прямой конкуренции, так и по линии товаров-субститутов. Здесь идет повседневная напряженная борьба за покупателя, за его деньги и внимание. Естественно, в таком противостоянии сфере физкультуры и спорта приходится весьма непросто отстаивать свои позиции. Рассмотрим основные виды рынков, на которых производители физкультурно-спортивных товаров и услуг вступают в конкурентные отношения с прочими товаропроизводителями и продуктами.

Рынки досуга. Своё свободное от работы время люди заполняют различными способами, среди которых наиболее распространенными являются:

  • информационный досуг – чтение газет, журналов, просмотр телевизора, прослушивание радиопрограмм;
  • интеллектуальный – посещение театров, кинотеатров, концертов;
  • физкультурно-спортивный – занятия спортом;
  • развлекательный – посещение баров, дискотек, ресторанов, встречи с друзьями вне дома;
  • семейно-ориентированный – занятия с детьми;
  • посещение магазинов, поход за покупками.

Как видно из представленного перечня, физкультурно-спортивный досуг является лишь одним из видов свободного времяпрепровождения, который может занимать большее или меньшее место в жизни людей. Доля физкультурно-спортивного досуга не является статичной и постоянной величиной, а имеет тенденцию к количественному и качественному изменению.

К 2015 году россияне стали чаще использовать время досуга для занятий двигательной активностью и спортом. Главные тому причины – рост доходов населения и всё большее утверждение здорового образа жизни. Согласно опросам ВЦИОМ, в 1990 г. примерно пятая части опрошенных респондентов занималась спортом хотя бы раз в неделю. К 2002 г. эта доля сократилась на 6% (в этом же году 70% россиян отметили, что вообще никогда не занимаются спортом, тогда как в 1990 г. таких было 60%). Данные за 2013 год мы приводили выше – они гораздо более обнадёживающие. Подчеркнём также, что только за 2014-2015 гг. население России сократило потребление алкоголя на 17%, количество курящих россиян сократилось на 5%. Данная тенденция означает качественные перемены на рынках досуга РФ.

Рынки здоровья и красоты. Значение физической культуры и спорта для красоты и здоровья человека общепризнано. Однако в последние десятилетия представители конкурирующих отраслей все активнее заявляют о себе на рынках сохранения и восстановления здоровья, рынках красоты и физического совершенства. Речь идёт, в первую очередь, о производителях медикаментозных средств – препаратов для снижения веса, средств класса «антиникотин», систем психологической кодировки от потребления алкоголя и прочих веществ, и приёмов.

Помимо этого, физической культуре и спорту ныне противостоит мощная индустрия «заменителей красоты» – пластическая хирургия, удаление жира, внедрение в тело имплантантов, наращивание мышечной массы с помощью анаболических стероидов и т.д. Конечно, конкуренция с физической культурой и спортом на данных рынках по преимуществу не прямая, а косвенная; предлагаемые средства могут быть использованы совместно с методами физической активности. И, тем не менее, конкурентные отношения в сфере красоты и здоровья весьма остры, а предлагаемые услуги-субституты имеют свои конкурентные преимущества.

Рынки зрелищно-массовых услуг. На рынках зрелищно-массовых услуг конкурируют различные виды сценического искусства, телевидение, кино, Интернет, цирковая деятельность, эстрада, спорт и туризм. Борьба за зрителя на этих рынках ведется весьма напряженная. Выигрывает в ней тот, кто в большей степени заинтересует зрителя, привлечёт его внимание и интерес.

В полной мере осознавая этот факт, компании-производители зрелищно-массовых услуг используют в своей повседневной деятельности весь набор маркетинговых инструментов, проводят интенсивные рекламные мероприятия, повышают привлекательность и качество своих услуг.

Все предприятия-производители спортивных товаров, услуг и информации осуществляют свою деятельность в рамках действия экономических законов – закона свободной конкуренции, закона спроса и предложения, закона личного интереса и некоторых других.

Действие закона свободной конкуренции заключается в том, что предприятия-производители, пытаясь максимизировать прибыль, постоянно соперничают между собой за более выгодные условия существования и функционирования. Конкурентные отношения заставляют производителей заботиться о качестве выпускаемой ими продукции, о конкурентоспособных ценах, о надлежащей рекламе и многих других экономических показателях. Конкуренция в рыночных условиях позволяет:

—   Выявить тех участников соперничества, которые оказались в выигрышном положении, тех, кто смог добиться лучших по сравнению с другими результатов. Конкуренция в хозяйственной практике, также, как и в спорте, является необходимым критерием для выявления наилучших форм и способов достижения максимальных результатов, является инструментом их отбора;

—   Оптимизировать решение какой-либо задачи, то есть решить ее с наилучшими результатами при минимальных издержках;

—   Ориентировать участников соперничества на достижение максимальных результатов.

Как и в других сферах экономики, предприятия-производители спортивных товаров, услуг и информации осуществляют свою производственную, сбытовую и инновационную деятельность на основе спроса и предложения на производимую продукцию. Чем выше платежеспособный спрос потребителей на какую-либо продукцию, тем большее количество этой продукции предприятия стремятся поставить на рынок.

И наконец, как производители, так и потребители действуют на основе личного интереса, то есть каждое лицо ищет блага, например, богатства, и избегает зла – например, излишних издержек, затрат сил или денег.

Действуя в совокупности, вышеперечисленные экономические законы во многом определяют действия предприятий-производителей. В то же время весьма важными факторами, воздействующими на предпринимательскую деятельность производственного сектора, являются:

  • Экономическая обстановка, которая обусловливает поведение потребителей и производителей, определяет наличие вакантных рабочих мест и их количество, что, в конечном счете, предопределяет ставки заработной платы. Конъюнктура рынка определяет также наличие и доступность кредитных ресурсов и инвестиций, что оказывает существенное влияние на экономический рост и процент занятых в экономике. Если экономическая обстановка неблагоприятна для функционирования и развития спортивной индустрии, то это предопределит, с одной стороны, дороговизну спортивных товаров и услуг, а с другой – вызовет иммиграцию за рубеж многих спортсменов и тренеров;
  • Политическая ситуация, которая непосредственно оказывает влияние на экономическую обстановку. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства. От политических приоритетов государственной власти зависит, какие ресурсы будут выделяться на развитие физической культуры и спорта в стране, будут ли создаваться благоприятные условия для развития предпринимательства в спорте, как и в каких формах будет осуществляться государственная поддержка спортивной индустрии;
  • Правовая среда предопределяет условия функционирования экономики, – регулирует права и обязанности предпринимателей по отношению к наемным работникам, регламентирует нормы по охране окружающей среды, труда и социальной защиты, профсоюзным организациям и т.д. Правовой режим гарантирует в той или иной степени права собственности и личности, свободу предпринимательства;
  • Социальная среда формирует приоритеты в потребительском поведении, какие товары и профессии считаются престижными и перспективными, а какие нет. Нравственные и религиозные нормы, зависящие от социальной и культурной жизни общества, могут оказывать прямое влияние на образ жизни потребителя, и, соответственно, на конъюнктуру рынка. Так, например, если в некоторых арабских странах женщинам предписывается скрывать свое лицо от посторонних, то это означает, что подавляющая часть этих женщин не имеет возможности заниматься физической культурой и спортом. Соответственно, этой категорией лиц не предъявляется спрос на спортивные товары и услуги;
  • Институциональная структура рынка также является мощным фактором формирования среды предпринимательства. В частности, от того, насколько развиты рыночные институты – такие, как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, агентства по рекламе и маркетингу, трудоустройству, учебные заведения, профсоюзные организации и иные структуры, зависит сам бизнес, его этика, культура, уровень организации и управления.

Выделенные нами факторы предпринимательской среды оказывают прямое и непосредственное влияние на предприятия, производящие спортивные товары, услуги и информацию. От того, какими будут эти факторы, зависит какой будет индустрия спорта в стране, насколько она будет развита и какие потребности обслуживать.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.