Экономическое экспериментирование в бизнес-коммуникациях

Любой участник спортивной индустрии – будь то спортклуб, организация, объединение атлетов или министерство спорта – осуществляет повседневное взаимодействие с внешней средой. Осуществляется такое взаимодействие по многим направлениям: через СМИ, вебсайты, социальные сети, посредством купли-продажи каких-либо рекламных или видеоматериалов, атлетов, трансляций с мест проведения соревнований.

В системе бизнес-коммуникаций задействованы также и такие игроки, как торговля спортивными товарами и амуницией, фитнес-клубы, спортивно-образовательные учреждения коммерческого и некоммерческого типа, спортивные сооружения, болельщики, представители системы киберспорта. Да и сами спортсмены ныне активно пользуются возможностью напрямую общаться с поклонниками, рекламодателями и спонсорами. Кто-то создаёт персональные сайты, кто-то использует аккаунты в соцсетях, а кто-то даже формирует именные благотворительные фонды (как, например, биатлонист Антон Шипулин).

Естественно, каждая группа участников спортивной индустрии решает свои конкретные задачи, характерные для данного направления двигательной активности. Министерства спорта регионального и федерального уровня решают задачи привлечения населения к здоровому образу жизни и популяризации спорта. Профессиональные спортивные клубы ставят задачу максимизации собственной прибыли и увеличения численности своих болельщиков. Спортивные издания и телеканалы работают над расширением зрительской аудитории, повышением рейтингов передач (что повышает стоимость транслируемой рекламы). Для предприятий из разных сфер экономики корпоративный спорт решает задачи повышения ценности человеческого капитала). Наконец, обычные люди желают через спорт разнообразить свой досуг, решить проблемы со здоровьем, избыточным весом, мускулатурой, осанкой.

Какую же роль играет экономическое экспериментирование во всех вышеперечисленных проблемах? Этот вопрос попробуем представить в виде простой схемы (см. рис.1).

Рис.1. Схема решения проблемы через коммуникацию

Рис.1. Схема решения проблемы через коммуникацию

В представленной нами линейной схеме проблема решается через коммуникацию заинтересованных лиц. Например, проблема сбыта входных билетов или абонементов на матчи чемпионата страны разрешается путём усиления рекламных коммуникаций или доведения до любителей спорта информации о снижении цен.

Однако такая простая схема может и не сработать – потенциальных болельщиков может не заинтересовать информация о времени и месте проведения матча (они могут об этом знать), или не отреагировать должным образом на скидки с цены билетов.

В этом случае от организаторов соревнований требуется креативность и экономическое экспериментирование – им нужно выяснить, что будет интересно зрителям, за что они готовы платить, какие ещё мероприятия, продукты и сервисы им следует предоставить. Спортивным предпринимателям и менеджерам придётся прибегнуть к экономическому экспериментированию, принять на себя некоторые риски и возможные убытки. Это будет своеобразной платой за потенциальные находки, которые из единичных решений могут стать работающими технологиями.

Эксперименты в различных областях бизнеса, инноваций, дизайна, пиара, привлечения волонтёров, знаменитостей и прочих инструментов несут в себе потенциальные опасности и риски. Предложенные потребителям подходы могут им не понравиться по каким-либо причинам, сыграть отрицательную роль. Всего, как известно, предусмотреть невозможно.

Но и останавливаться на достигнутом также нельзя. На рынке действует хорошо известный принцип: «Если ты уснул, то тебя съели». Самоуспокоенность ведёт к самонадеянности, а она – к провалу». Так получилось, что многие российские футбольные клубы оказались неготовы к кризисному развитию экономической ситуации в стране после 2014 года. Нехватка бюджетных средств и частичное прекращение финансирования данных спортивных организаций привела к тому, что они стали банкротами. Такая же опасность висит дамокловым мечом и над многими другими участниками профессионального спорта, которые опасаются и сторонятся экономического экспериментирования.

Но есть, естественно, и положительные примеры. В частности, по пути бизнес-экспериментирования пошли менеджеры футбольного клуба «Тамбов», решившие за счёт пиар-мероприятий повысить интерес к команде со стороны прекрасной половины фанатского сообщества. Руководством ФК «Тамбов» был объявлен конкурс красоты среди болельщиц, что, естественно, привлекло внимание любителей спорта не только в России, но и за рубежом (см. рис.2).

Рис.2. Участницы конкурса красоты среди болельщиц ФК "Тамбов"

Рис.2. Участницы конкурса красоты среди болельщиц ФК «Тамбов»

Интересен в части экономического экспериментирования опыт волгоградского ТВ-бизнеса, решившего поднять рейтинги канала и популярность спорта за счёт организации реалити-шоу «Бои белых воротничков». На просмотр были приглашены непрофессиональные бойцы из числа предпринимателей, инженеров, офисных работников и менеджеров, желающих проявить себя в смешанных единоборствах. Это был уже второй раунд шоу, которое состоялось в начале 2017 года. Первый сезон схваток офисных специалистов вызвал большой зрительский интерес, огромный накал страстей и эмоций. Вслед за первой волной участников в бой рвалась уже вторая, более многочисленная часть бойцов, желающих сменить костюмы с галстуками на бойцовскую форму. Организаторы реалити-шоу решили дать возможность новым игрокам проявить себя.

Рис.3. Реклама реалити-шоу "Бои белых воротничков".

Рис.3. Реклама реалити-шоу «Бои белых воротничков».

Таким образом, начатый в 2016 году эксперимент себя полностью оправдал. Начатое как пилотный проект реалити-шоу превращается в эффективную технологию, приносящую организаторам прибыли и одновременно популяризирующую спортивные единоборства.

Экономическое экспериментирование в области спорта осуществляется также государственными и частными структурами. Так, продвижение двигательной активности и здорового образа жизни получило в России хорошую поддержку в виде проведения Спартакиад для пенсионеров. В июне 2015 года состоялась 2-я Спартакиада пенсионеров, которая стала удачным продолжением данного начинания. На втором форуме число участников возросло до 500, которые представляли 58 регионов России и 6 прибыли из-за рубежа.

Рис.4. Эмблема Спартакиады пенсионеров России

Рис.4. Эмблема Спартакиады пенсионеров России

Свои масштабные соревнования стали проводить и предприниматели. Так, на территории Кузбасса 20 января 2017 года был дан старт первой областной зимней Спартакиаде для представителей малого и среднего бизнеса. Такого рода эксперимент планируется сделать постоянно действующей технологией.

Следует отметить, что во многих случаях участники спортивной индустрии идут на экономическое экспериментирование вынужденно, под давлением конкурентов и быстро меняющейся действительности. Но уже в ближайшем будущем картина может поменяться и экономическое экспериментирование станет плановым инструментом в работе спортклубов, спортсооружений, федераций, физкультурно-спортивных министерств.

 

ФК «Тамбов» определяет самых красивых болельщиц

Офисные гладиаторы выходят на «Бои белых воротничков»

Спартакиада для предпринимателей

Открытие II Спартакиады пенсионеров

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.