Недавнее приобретение питерским футбольным клубом «Зенит» двух легионеров – Халка и Витселя за огромную сумму в 100 млн. евро вызвала громкий резонанс не только в футбольной среде, но и далеко за ее пределами. Целый комплекс экономических, социальных, политических и имиджевых проблем стал предметом обсуждения в связи со сделанными «Зенитом» приобретениями.
Конечно, нельзя сказать, что тема гигантских зарплат профессиональных спортсменов в нашей стране не обсуждалась. Поражающие воображение простых людей суммы трансферов и вознаграждений всплывали и раньше – например, камерунца Этоо, перешедшего в махачкалинский «Анжи» или тренера того же клуба Г.Хиддинка. Но в этом случае деньги выплачивались из кармана Сулеймана Керимова, поэтому взбудоражившее общественность событие больших последствий не имело (за исключением резких выпадов московских болельщиков).
Теперь же ситуация иная. Известно, что за Халка и Витселя «Зенит» заплатил не сам, так как у клуба таких денег просто нет. За скандальной сделкой стоит компания «Газпром», спонсор «Зенита», контрольный пакет акций которой принадлежит государству. И это обстоятельство серьезно меняет ситуацию, переводя ее из плоскости экономики спорта в разряд социальных и даже политических проблем.
Словно круги по воде идут волны возмущения сразу из нескольких эпицентров. Во-первых, Газпром уже дважды в этом году повышал тарифы для населения на свои услуги, объясняя рост тарифов тем, что газ становится добывать все труднее, в связи с чем растет его себестоимость. При этом, правда, никто не видел структуру этой себестоимости и строгого обоснования повышения тарифов. Покупка легионеров за счет внутренних потребителей – в том числе пенсионеров и малоимущих слоев населения, которые косвенно оплачивают приобретения «Газпрома» на трансферных рынках, — это уже даже не социальная, а политическая проблема. Мне представляется, что высший менеджмент «Газпрома» утратил всякое чувство меры, выступая спонсором не только российских, но и зарубежных профессиональных клубов. При этом десятки и даже сотни миллионов долларов доходов госкомпании попадают не в государственный бюджет, а в карманы совсем не бедных людей.
К этому хотелось бы добавить, что спонсорство в спорте эффективно лишь для компаний розничного сектора, работающих с массовым конечным потребителем. Спонсорство является действенным инструментом для производителей, например, бытовой электроники и мобильных телефонов (Samsung, Sony и др.), для производителей легковых автомобилей, финансовых и страховых компаний. «Газпрому» спонсорство просто ни к чему – ведь монополия продает газ национальным газораспределительным компаниям; цена газа привязана к стоимости нефти. Потребители, даже проникшись к «Газпрому» лучшими чувствами, не могут повлиять на уровень спроса и цену газа.
Если мы взглянем на текущие биржевые котировки «Газпрома», то мы увидим безрадостную картину, когда акции газовой монополии котируются на уровне в 150-165 руб. в последние месяцы. И это при том, что «Газпром» является одной из самых прибыльных в мире компаний. Если бы менеджмент «Газпрома» больше бы заботился об акционерах и эффективности бизнеса, то его акции (с учетом политики повышения дивидендной доходности) должны были стоить не менее 350-380 руб. за бумагу. Многие российские и иностранные инвесторы пессимистично смотрят на «Газпром», который три года назад уступил лидерство по объемам торговли Сбербанку и выглядит явно хуже рынка. Такова обобщенная оценка событий бизнес-сообществом.
Следует отметить, что на истекшей неделе В.Путин сделал выговор министрам за невключение в бюджет некоторых его предвыборных обязательств – в частности, повышение зарплат работникам вузов. В результате вмешательства Путина в бюджет была заложена соответствующая сумма, равная 12 млрд. руб. Для сравнения – на Халка и Витселя потрачено 4 млрд. руб. Таким образом, легко подсчитать, что все российские преподаватели вузов стоят 6 футболистов высокого уровня. Прямо скажем, печальная, и даже скорбная арифметика.
Теперь обратимся еще к одной проблеме – финансированию российских детско-юношеских футбольных школ, инвалидного и студенческого спорта (это не говоря уже о внутридворовых спортплощадках, строительстве новых стадионов и футбольных баз). Инфраструктура этих объектов находится, по преимуществу, в неудовлетворительном состоянии. Особенно это характерно для регионального и сельского спорта. Специалисты, тренирующие девушек и юношей, инвалидов, студентов и школьников, имеют зарплаты, не превышающие 15 тыс. руб. (да и те за полторы-две ставки). Их социальный и экономический статус упал в последние годы весьма низко – главным образом, из-за систематического недофинансирования.
Низкие зарплаты и отсутствие благоприятных перспектив вымывает талантливых тренеров из детско-юношеского спорта. Мы стали свидетелями того, что все больше иностранных специалистов возглавляют наши профессиональные футбольные клубы, оставляя отечественную школу тренеров на обочине спорта. Получается замкнутый круг: у нас мало высококлассных тренеров из-за низкой оплаты труда на низовом уровне; денег на переподготовку и поощрение лучших нет, так как все средства целевым образом уходят на контракты с иностранными тренерами. Таким образом, к проблеме приобретения легионеров все больше добавляется проблем с подготовкой и оплатой труда отечественных тренеров.
Странная получается ситуация: в пляжном футболе или футзале наши игроки и тренеры показывают результаты мирового уровня, обыгрывая тех же испанцев и португальцев, а в большом футболе дело обстоит совсем иначе. Даже покупая лучших и самых дорогих игроков «Зенит» проигрывает «Малаге» с разгромным счетом.
Наконец, хотелось бы поднять и еще один пласт проблем, связанных в приглашением высокооплачиваемых легионеров. Наши российские футболисты будут реагировать на все происходящее однозначно: станут требовать для себя серьезного повышения зарплат и бонусов. И это вполне естественно – раз за иностранцев платить очень много можно, то почему за нас нельзя?
Данная постановка вопроса породит новую волну конфликтов между игроками внутри клубов, между игроками и тренерами, между тренерами и менеджерами (а также спонсорами) клубов. На все это может наложиться очередная волна недовольства болельщиков. При этом проблемы финансирования клубов и профессиональных футбольных лиг только усугубятся.
В который раз хочется посоветовать и РФС и руководству футбольных клубов опираться в своих действиях на экономику спорта и спортивную науку. Привлечение в российский футбол интеллектуального ресурса поможет избежать ошибочных решений, лучше прогнозировать ситуацию, а также успешнее работать с общественностью.