На рынках занятости тренеры выступают в самых разных ипостасях – одна часть специалистов работает в государственном секторе, функционируя в системе военного-силового блока, детско-юношеского, студенческого и инвалидного спорта, другая трудится по найму в фитнес-индустрии и секторе двигательных практик, третья часть, становящаяся со временем всё более многочисленной, осуществляет предпринимательскую деятельность, работая со своими подопечными на коммерческой основе.
Поговорим о каждой сфере тренерского труда отдельно, вынося на первый план экономическую и организационно-управленческую составляющие.
Начнём с того, что тренерская работа – это, в основном, призвание, влечение души человека. Уже в детстве и юношестве многие мальчики и девочки мечтают стать спортивными наставниками, работать с начинающими или профессиональными атлетами, реализовать себя в качестве умелого стратега и тактика, приводящего отдельных спортсменов или национальные команды к высоким местам и наградам. Надо сказать, что таких профессий, в которых люди хотели бы работать по призванию, не так уж много. В современной России почти половина населения что-либо продаёт, работая в торговле или сервисе. Однако мы почти не найдём людей, которые с детства хотели бы стать продавцами, кассирами или менеджерами по продаже. На эти рабочие места людей приводит экономическая необходимость.
Совсем иную направленность мы замечаем у школьников и учащихся, которые тяготеют к профессии учителя, врача, военного, творческого работника. Романтика профессии весьма велика и для спортсменов, которые способны достичь вершин известности, славы, благосостояния. Однако в отличие от профессий актёра, дизайнера, журналиста, педагога или врача, профессия спортсмена обладает особой спецификой – она в значительной степени ограничена по времени, так как показывать высокие результаты атлеты способны лишь в известном возрастном диапазоне. Конечно, определённые выдающиеся личности – подобно норвежскому биатлонисту О-Э. Бьорндалену или чешскому хоккеисту Я. Ягру способны демонстрировать высочайшие результаты в 41 и 43 года, но обычно карьеры профессиональных атлетов завершаются в 32-35 лет. И тогда перед ними возникает вопрос – кем быть дальше – тренером, комментатором, журналистом, предпринимателем? Выбор для людей, посвятивших себя спорту, бывает очень непростым
Таким образом, мы можем констатировать, что приход в профессию тренера осуществляется, по большей части, двумя организационными путями:
а) через детско-юношеский и массовый спорт, когда спортсмен-любитель приобретает базовые навыки и знания в своём виде спорта (становится разрядником, кандидатом или даже мастером спорта), и далее продолжает учёбу в спортивном колледже или вузе физической культуры, где получает диплом тренера;
б) через профессиональный спорт, когда атлет достигает значительных результатов, получает звание мастера спорта международного класса, заслуженного мастера спорта, формирует деловые и профессиональные связи с руководством спортивных федераций, муниципальными властями, губернаторами, функционерами Минспорта, и после этого входит в профессию тренера.
Оба выше обозначенных пути имеют как свои достоинства, так и недостатки. Преимуществом вхождения в профессию из массового спорта – через учебные заведения спортивно-педагогического и чисто спортивного профиля являются более фундаментальные теоретические знания, меньший уровень амбиций и неудовлетворённости предлагаемыми условиями труда. Как показывает практика, выходцы из любительского спорта лучше посещают занятия и практику, более контактны, с удовольствием работают с детьми и сложными контингентами. Что же касается минусов, то чаще всего, это отсутствие влияния и профессиональных связей с авторитетными людьми из числа тренерского корпуса, муниципальных служащих, госчиновников.
Напротив, такими связями обладают профессиональные атлеты. Но ритм их тренировок, сборов и соревнований не позволяет достаточно глубоко осваивать учебные программы. Нередко за таких особых студентов ходатайствуют различные лица, которые и обеспечивают своевременное получение экзаменов и зачётов вне зависимости от реальной посещаемости и успеваемости. Стать элитным тренером выходцам из профессионального спорта бывает сложнее, так как предыдущие гонорары, спонсорские контракты, статус и узнаваемость мешают спокойной и вдумчивой работе.
На протяжении двух десятилетий – начала 1990-х и 2000-х годов – профессия тренера в российском массовом спорте потеряла свой престиж. Заработная плата учителя физкультуры и тренера ДЮСШ была настолько скромной, что многие специалисты были вынуждены или покидать спортивную сферу, или работать на полторы-две ставки, что безусловно отражалось на качестве работы.
Недостаточное финансирование спорта и тренерского труда привело к известной деградации тренерских школ и коллективов. Выпускники физкультурных вузов стали всё более устраиваться на работу не по специальности. Да и спортивные сооружения до последнего времени находились не в лучшем своём состоянии. Ситуация стала выправляться в последние 5-6 лет. Однако проблемы, копившиеся десятилетиями в системе подготовки, переподготовки и трудоустройства отечественных тренеров теперь являются серьёзным тормозом восстановления отечественного спорта. На российском рынке ощущается недостаток национальных тренерских кадров, которые замещаются тренерами-иностранцами. Талантливым специалистам из нижнего звена – системы ДЮСШ и СДЮШОР трудно пробиться в элитные дивизионы. Отечественные тренеры, которые конкурируют между собой и иностранными коллегами по цеху, пока недостаточно хорошо освоили такие инструменты управления карьерой, как работу с общественностью, прямую и косвенную рекламу в Интернете, взаимодействие с болельщиками, спортивными чиновниками и прочими заинтересованными лицами.
Сейчас российским тренерам предстоит большая работа по отстаиванию своих интересов, созданию эффективных рынков тренерских кадров, восстановлению институтов тренеров-общественников, волонтёров, общественных советов. И хотя упомянутые нами проблемы в меньшей степени касаются сотрудников фитнес-индустрии, там тоже есть свои нюансы – о чём мы скажем ниже.