Всю совокупность экономических отношений в сфере двигательной активности и спорта можно условно поделить на две больших сегмента – сферу некоммерческого спорта и область спортивного бизнеса. Пересечение полей коммерческого и некоммерческого спорта образует смешанные формы функционирования с частичным бюджетным финансированием, дополняемых собственной предпринимательской деятельностью. Пропорции всех указанных на схеме областей могут варьироваться в широких пределах. Все зависит от выбора людей и оформившейся политической системы. В одних странах доминирует частный бизнес и саморегулирующиеся спортивные организации, в других – поддерживаемый государством массовый и профессиональный спорт (см. рис.1).
Какая же из этих систем лучше? Та, что опирается на бюджетные ресурсы государства или же та, в основе которой лежит частная инициатива спортивных предпринимателей и экономические интересы спортивных организаций? Ответить на поставленные вопросы мы сможем, обратившись к опыту развития разных физкультурно-спортивных систем, осуществляемых различными странами и народами на протяжении многих десятилетий и даже столетий.
Обратимся вначале к опыту нашей собственной страны и практике стран с административно-командной экономикой. В силу политических причин всякий бизнес, в том числе и спортивный, был там под запретом. Все физкультурно-спортивные мероприятия, массовый и профессиональный спорт (которого де-юре как бы не было), финансировало государство. За счет бюджетных средств строились стадионы и иные спортсооружения, содержались спортивные клубы и добровольные спортивные общества, выплачивались зарплаты тренерам, финансировались объекты физкультурно-спортивного назначения. Государственные, партийные и отчасти профсоюзные структуры были в ответе за все – детский, студенческий, инвалидный и массовый спорт, за выступления элитных атлетов на международных соревнованиях, за поддержание на должном уровне здоровья трудящихся, за пропаганду здорового образа жизни.
В определенный период времени физкультурно-спортивная система, построенная на армейских принципах со значительным элементом принуждения, дает весьма впечатляющие результаты – быстрыми темпами растет количество физкультурников, спортсменов и тренеров, нарастает численность спортсооружений, увеличивается продолжительность жизни населения, улучшаются показатели здоровья нации.
Однако с течением времени обнажаются серьезные недостатки системы некоммерческого спорта. Усредненное государственное финансирование, осуществляемое по заниженным нормативам, приемлемо далеко не для всех атлетов и тренеров. И если для детско-юношеского спорта пусть небольшое, но стабильное финансирование – это благо, то для спорта высших достижений – это неминуемая потеря конкурентоспособности и результативности. Талантливые элитные спортсмены, выращенные в условиях государственной физкультурно-спортивной системы, по коммерческим соображениям начинают ее покидать, обращая свои взоры на те страны и клубы, где доминирует спортивный бизнес, где можно зарабатывать большие суммы за счет своих выступлений. То же самое можно сказать и о высокопрофессиональных тренерах, которые по достижении определенного уровня хотят получать адекватное вознаграждение за свои знания, опыт и умения.
За примерами, подтверждающими подобный ход событий, далеко ходить не надо. Так, еще в 1980-е годы, во времена расцвета Советского Союза, некоторые элитные спортсмены и тренеры стали покидать родные пенаты. Вначале это вызывало общественное порицание и резкую критику со стороны спортивных руководителей (как, например, в эпизодах с хоккеистами, выезжавшими выступать за команды NHL). Затем, со снятием политических и административных ограничений, процесс эмиграции спортсменов и тренеров расширился, стал привычным и уже не вызывал столь бурных эмоций. К началу ХХI века в кругах широкой общественности и спортивных руководителей наступило осознание того, что спорт высоких достижений – очень затратное дело; из всех финансовых средств, выделяемых на физическую культуру и спорт в стране, на поддержку профессионального спорта тратится в среднем 75-80%. И это при том, что количество профессиональных атлетов составляет не более 0,1% от общей численности занимающихся. Таким образом, перевод профессионального спорта на негосударственные источники финансирования – задача сверхважная как с точки зрения поддержания его конкурентоспособности на мировом уровне, так и в аспекте выкраивания средств на массовую физическую активность и спорт.
С другой стороны, если рассматривать физические упражнения, спортивные игры и зрелища как товар, нужный самому индивиду, его детям и близким как средство восстановления и приумножения здоровья, как способ развлечения и хобби, то можно переориентироваться на другую крайность – на полностью коммерциализированную модель физической культуры и спорта в стране. В подобной системе вся совокупность отношений базируется на рыночной целесообразности и частной инициативе индивидов. Желающие заниматься спортом оплачивают услуги тренеров и аренду спортсооружений, за свой счет приобретают необходимые спортивные товары и снаряжение, оплачивают услуги спортивных СМИ, покупают билеты на соревнования атлетов.
Государство в подобных физкультурно-спортивных системах играет минимальную роль, предоставляя рынку самому определять, каким видам спорта развиваться, в каком направлении совершенствоваться, на каких условиях функционировать.
В полностью рыночной физкультурно-спортивной системе нет места государственному субсидированию профессиональных и псевдо-профессиональных спортивных клубов, федераций и спортсооружений. Как правило, здесь отсутствует государственная спортивная классификация и какие-либо выплаты за спортивные и почетные звания. Главный критерий оценки физкультурно-спортивных товаров и услуг в таких системах – это платежеспособный спрос, его объем и ценовая емкость. На удовлетворение имеющегося спроса направляются силы и энергия организаторов спортивного бизнеса, между которыми неизбежно возникает конкуренция за доходы, потребителей, болельщиков.
Конкурентная форма отношений качественно меняет физкультурно-спортивную систему, делает ее более эффективной, рациональной, отстроенной под потребности рынка. В этом ее сила и слабость. Отлично функционируя в условиях высокоразвитой экономики с отлаженной сферой социальной защиты, коммерциализированная физкультурно-спортивная система дает сбои в неупорядоченной экономике, при значительном уровне бедности и высокой поляризации доходов населения.
Но и в этом случае спортивный бизнес может сыграть значительную роль. Поддерживаемый государством в моральном и законодательном плане, бизнес неуклонно наступает на бедность, создает точки роста для накопления богатства, служит примером для подражания людям энергичным и ищущим.
Начиная свою предпринимательскую деятельность с малых форм, организаторы спортивного бизнеса постепенно вовлекают в свою орбиту возрастающий объем инвестиций и инноваций. За счет их активности все большее количество людей втягивается в сферу физкультуры и спорта, приобщается к позитивным формам досуга и здоровому образу жизни. В этом смысле спортивный бизнес выступает незаменимым инструментом формирования нового человека, более богатого в культурном и социальном плане, более способного к творческой и сложной профессиональной деятельности.
Таким образом, спортивный бизнес представляет особый интерес для государства как в плане развития предпринимательской деятельности и связанной с ней позитивных эффектов (увеличения количества рабочих мест, налоговых выплат), так и в аспекте изменения негативных проявлений, снижения подростковой преступности, приобщения людей к здоровому образу жизни.
Отличные публикации! Я — журналист-аналитик в сфере фитнеса, Член Союза журналистов Москвы, России. Нашла на Вашем сайте много полезного. Спасибо еще раз!