Спортивный танец – относительно молодое явление в современном спорте (с 1997 года он был признан Олимпийским видом спорта). Прелесть и притягательность этого жанра в том, что он является своеобразным симбиозом искусства и спорта. По форме выяснения уровня мастерства – это спорт, так как конкурсы по спортивным танцам проходят по всем правилам любых спортивных соревнований. Подготовка к ним требует от спортсмена-танцора больших физических и психических нагрузок на тренировках, упорной работы над техникой, умения бороться за победу на самом турнире.
А художественная сторона (или содержание) – это создание образа, одухотворённость и эмоциональность, актёрское мастерство и умение себя подать.
Всё это делает спортивные танцы самым зрелищным видом спорта и самым уникальным. У него существует качество, не присущее больше ни одному виду спорта – невозможность выступать одному, необходимость пары. Это качество и достоинство, и недостаток парного танцевания.
Достоинство – в красоте взаимоотношений и взаимодействий между партнёром и партнёршей, контрасте мужского и женского танца.
Недостаток же – в тех препятствиях, которые танцорам приходится преодолевать, для возникновения взаимопонимания (как личностного, так и танцевального). Эти препятствия возникают неизбежно, так как каждый имеет свою точку зрения на тренировочный процесс, на роли в паре, на значимость и количество выступлений на турнирах, да и на всё, что не связано непосредственно с танцеванием.
Чаще всего, сами танцоры не могут решить возникающие проблемы, поэтому тренеру приходится очень много заниматься, помимо тренировочного процесса, ещё и решением психологических задач.
Спортивной психологией занимаются давно и достаточно серьёзно. Однако ни о чём подобном не шла речь в танцевальном спорте. Впервые проблемами психологической подготовки танцоров стала заниматься несколько лет назад Нина Рубштейн (тренер, в прошлом танцор, сейчас популярный московский гештальт-терапевт). Её советами пользуются многие танцевальные пары и их тренеры.
Автор статьи работает тренером 15 лет, сталкиваясь ежедневно с необходимостью урегулировать напряжённые моменты с учениками и их родителями, поэтому хочет поделиться своими взглядами на то, как, в первую очередь, не допустить возникновения конфликтной ситуации, а если уж она возникает, выйти из нее с наименьшими потерями.
Почему-то принято считать, что для того, чтобы стать первым в танцевальном спорте, достаточно трёх факторов: таланта, хорошего партнёра (или партнёрши) и денег.
Увы, даже те, у кого всё это есть, никогда так и не добиваются успеха. Причина этого – неумение и нежелание понять другого. Очень жаль, когда распадается успешная, хорошо станцованная пара, в которую вложено много труда и средств, но малейший конфликт приводит к невозможности совместной работы.
Карьера танцора зависит, прежде всего, от слаженной работы команды «тренер-танцор-родитель», а все конфликты, возникающие в процессе этой работы, можно разделить на:
- конфликты между тренером и парой;
- тренером и родителями;
- партнёром и партнёршей;
- конфликты между парами.
Большинства конфликтов можно избежать, если точно объяснить всем участникам тренировочного процесса степень их ответственности за результаты пары, и точно ограничить круг их обязанностей. Например, тренер – это продавец своих услуг. Он должен чётко определить, сколько стоит его работа, и получать материальную компенсацию своего труда только деньгами. Любой «бартер» не имеет точного эквивалента его услуг, следовательно, приводит к возникновению недопонимания, неудовольствия какой-либо из сторон, а затем к конфликтной ситуации.
Главный интерес тренера – его признание как специалиста учениками, их родителями, коллегами, судьями. Это признание складывается из результатов его учеников. Чтобы этих результатов добиться, тренеру необходимо:
- организовать методичность подачи тренировочного материала;
- уметь строить свои отношения с учениками;
- уметь строить отношения с родителями учеников;
- уметь планировать и продвигать карьеру учеников;
- уметь защищать интересы своих учеников на турнире.
Выполнение всех этих требований делает тренера конкурентоспособным и успешным.
Но тренер не должен:
- брать на себя роль родителя, не относится к ученикам как к собственным детям;
- не участвовать в решении их семейных, финансовых и прочих личных проблем.
Такое совмещение социальных ролей по отношению к одному и тому же человеку приводит к дезориентации всех участников этих отношений в их правах и обязательствах по отношению друг к другу, а главное — не способствует повышению результата пары и не приводит к признательности спортсменов.
Мы думаем, что многие тренеры не согласятся с этим. Однако нам много раз приходилось в этом убеждаться на практике.
Чем выше мотивация тренера – тем ниже мотивация спортсмена. Всё, что тренер делает сверх своих прямых обязанностей — ученик воспринимает как должное, начинает чувствовать, что тренер заинтересован в нём больше, чем он сам в тренере, а это приводит либо к «звёздной болезни» ученика, либо к предъявлению всё больших требований со стороны его родителей к тренеру. Со временем такие отношения обязательно приводят к конфликту. Поэтому, главная задача тренера в выстраивании отношений со спортсменами и их родителями – не смешивать роли.
Интересы спортсмена похожи на интересы тренера. Танцор, как и тренер, хочет добиться признания своего таланта и уникальности тренером, родителями, сверстниками и другими значимыми для него людьми. Наверное, это — его главный мотив. Но очень важным также является возможность общаться и самоутверждаться в среде своих ровесников. Если танцор занимается в группе, где их нет, то его мотивация значительно снижается. И, наконец, раз человек приходит заниматься танцами, а не другим видом спорта, значит, для него важным является – любовь к музыке, движению, стремление к творческой самореализации. А самореализуется каждый спортсмен в паре по — своему. Поэтому возникновение конфликтов между партнером и партнёршей – самое распространённое явление в парном танцевании. Эти конфликты можно разделить на следующие группы.
- «звёздная болезнь» одного из танцоров (или обоих);
- разница в танцевальном уровне партнёров;
- разница в социальном уровне партнёров;
- настраивание партнеров друг против друга их родителями, друзьями, конкурентами.
- конкуренция в паре.
Чаще всего, каждый из партнёров уверен в своей уникальности и как танцора, и как личности, и не ценит свою вторую половину, не дорожит сложившимися в паре отношениями, хочет найти идеального партнёра. Очень трудно объяснить подростку, что идеальным в паре может стать тот человек, с которым можно выстроить отношения, устраивающие обоих.
Обычно для разрешения конфликта между партнёршей и партнёром, им предлагают на листе бумаги написать с одной стороны положительные черты друг друга, с другой – отрицательные и посчитать количество плюсов и минусов. Мы не применяем такой способ, потому что минусов оказывается больше почти у всех. Может быть, став взрослым, человек сможет объективно оценить свои и чужие недостатки, но дети и подростки сделать этого не могут. Почти каждая партнёрша уверена «Я уникальная», а партнёр – «Есть другая уникальная». И такой миф очень часто поддерживают родители спортсменов.
Родителям труднее всего найти своё место в команде. Лучше всего, если главной задачей родителя по отношению к ребёнку будет поддержка. Родители могут выбрать клуб, где ребёнок будет заниматься, выбрать тренера, определить сумму денег, которую готовы потратить на развитие ребёнка. Но нельзя позволить родителям создавать условия для работы тренера и решать его личные, финансовые и другие проблемы. Это ведет к конфликту.
Родители – покупатели встречаются в последнее время всё чаще и конфликты с ними носят самый острый характер. Они могут серьёзно подорвать репутацию тренера. Поэтому с ними нужно чётко проводить линию своей неподкупности и обращать их энергию на пользу клуба. Они должны понимать, что все их действия принесут пользу их же ребёнку, и только ему, что это не будет подарком для тренера.
Идеальный родитель — большая редкость и «мечта» всех тренеров. У всех остальных родителей под внешней заинтересованностью кроется совсем другая, личная мотивация. И в основе этой мотивации лежит их собственная нереализованность в творчестве, карьере или спорте.
Например, мама-домохозяйка, которая живёт только для своего чада, часть его неудач или успеха переносит на себя. Успех ребёнка она воспринимает как пятёрку себе, а неудачу на конкурсе, как личную трагедию. Таким образом, на ребёнке лежит груз ответственности за крушение маминых надежд. А с таким «грузом» тяжело чего-либо достичь.
Один из самых ярких типов отношения родителей к ребёнку — это вознесение его на пьедестал, то есть:
- что бы он ни сделал, он обожаем;
- каждый его успех – доказательство гениальности;
- каждый его проигрыш – великое горе;
- каждый его соперник – злейший враг.
Всё это формирует в сознании ребёнка завышенную самооценку.
Если сказать такому танцору, что у него не идеальный танец, из искреннего желания указать на его ошибки и исправить их, то он решит, что у вас сегодня плохое настроение, поэтому вы такой злой. Затем придумает для себя подходящее оправдание.
Сделать карьеру в спорте для такого танцора, наверное, невозможно. Лучше всего его танцевание свести к выступлению на концертах, где у него не будет конкуренции.
Конкуренция – неотъемлемая часть любых соревнований. Детей нужно готовить к ней, учить их переживать неудачи и победы.
Мы обычно советуем танцорам: «Если ты не получил результат, который хотел, значит иди в зал и тренируйся, чтобы на другом турнире выступить лучше. А если ты сегодня стал первым, то, может быть, настоящий чемпион на этот турнир не смог приехать, но он приедет на следующий. Поэтому иди в зал и тренируйся, чтобы, встретившись с ним, ты мог выиграть». Для детей это хороший стимул. Но для родителей такой подход не всегда удобен. Конкуренция среди них иногда проявляется даже жестче, чем среди детей. Взрослые невольно создают климат конфликта вокруг занятий. Некоторые родители приводят ребёнка в спортивные танцы, мечтая, чтобы он стал чемпионом, хотят получить результат любой ценой, часто не спрашивая, хочет ли ребёнок быть чемпионом, или ему достаточно просто танцевать и общаться со сверстниками.
Такие родители, в лучшем случае, с головой погружаются в жизнь танцевального клуба, а в худшем – вмешиваются в тренировочный процесс, дают советы тренеру, тренируют своих детей на турнирах. Ни лучший, ни худший из этих вариантов не идут на пользу ни танцору, ни тренеру, ни самому родителю. А это в результате приводит к конфликтной ситуации.
Убедить в чём-либо таких родителей нам никогда не удавалось. Поэтому с ними лучше расставаться, иначе, где был один такой родитель, появится ещё одни. Конечно, удаление из клуба танцора мера крайняя. Но это даёт возможность создать нормальную психологическую атмосферу для занятий всех остальных пар, не допускать их на настраивание друг против друга.
Таким образом, чтобы свести к минимуму возникновение конфликтных ситуаций, нам представляется необходимым подробно информировать всех участников отношений «тренер-ученик-родитель» о степени их ответственности за результаты пары, о сферах их деятельности, о необходимости оставаться каждому в границах этих сфер.
Тогда тренер может больше времени посвящать своей непосредственной задаче – тренировать спортсменов.
Автор: Веряскина И.А.