Записки путешественников: дьякона Игнатия и митрополита Пимена (1389 г.), венецианского посла Контарини и московского Марко Руфа (1476 г.), турецкого посла Феодорита Комала и русского дворянина Алексеева (1514 г.) — свидетельствуют о том, что в XIII-XV веках территория, где расположен Верхнемамонский район, не имела ещё постоянных селений.
После распада Золотой Орды татары по-прежнему опустошали Подонье — с запада Крымская орда, с востока — Ногайская. В результате страшного нашествия Дивлет-Гирея на Москву в 1571 году русская земля потеряла огромную часть своего народонаселения, а москвичи помнили его посещение даже в XVII веке.
Царь Иван Грозный принял ряд мер безопасности. В погожие дни октября-ноября 1571 года, когда ветер был в сторону степи, из города Данкова выезжали 3 станицы (по 6 человек в каждой) жечь степь. Из Мещеры по обе стороны реки Суволы и Телеорману — «густой непроходимый лес» Теллермановский. Из Данкова вниз по Дону до усть Тихое Сосны, от верховьев е` до реки Дона. В качестве более радикальной меры царь организовал в южных пределах государства сторожевую и станичную службу из детей боярских, казаков, стрельцов, частью из охотников (добровольцев) во главе со «стоялыми головами» из крайних русских городов.
По приказу Ивана IV 1 января 1671 года князя Воротынского назначили начальником русской сторожевой станичной службы. По росписи 1571 года насчитывалось 73 сторожи, делившиеся на 12 групп, или разрядов, в том числе Донецкая, Путивльская и Рыльская, Рязанская. Для контроля их было предусмотрено 5 стоялых голов. Каждый караул состоял из б человек. Они разъезжали по 2 человека вправо и влево. Сторожи существовали в XVII веке.
С 1 сентября 1575 по 31 августа 1576 годов по распоряжению государя Ивана Васильевича были посланы люди «в первом месте — на Донце на Северском усть уд… на Осколе усть Убли… на Дону усть Богатово Затону (теперь г. Лиски)… меж Дону и Волги под Теллермановским лесом» (у впадения р. Вороны в Хопёр).
От сторожи к стороже ездили вооруженные отряды. На господствующих высотах и на специально устроенных вышках в случае опасности зажигали сигнальные огни, быстро оповещая об опасности на сотни верст вперед. Опытные разведчики выходили на дорогу, проторенную войском противника, и по её состоянию определяли количество воинов. Затем на сменных лошадях обгоняли нападающих и приносили стоялым головам сведения о противнике.
Жители прятались по лесам, оврагам, в заболоченных поймах рек. Не успевших спрятаться татары уводили в рабство. Ценных пленников поспешно увозили на лошадях основную массу взрослых связывали ремнями и гнали пешком, а детей увозили в специальных корзинах. Пленников потом продавали на невольничьих рынках в разные страны Красивых девушек и женщин отправляли в ханские гаремы. Ценное имущество, хлеб, скот забирали, селения сжигали.
Тогда появились города Венев, Епифань, Чернь, Данков, Ряжск, Волхов, Орёл. Сначала они были небольшие, с деревянными стенами, башнями, окружённые рвами. Затем разрастались за счёт смелых и отважных людей, не обязанных нести тягловые повинности. То были сыновья и племянники служилых, посадских, крестьян.
Уместно сказать здесь о появлении казачества, корни которого теряются в истории. Возникло оно на юге при столкновении с татарами.
Казак, казаки — слова татарские. Казак — бездомный бродяга. Впоследствии казаки — род воинов из таких бродяг. Ранее русских существовали казаки татарские в том же значении вольных бродячих удальцов. В 1586 году на юге возобновлены Курск и Воронеж, устраиваются и другие крепости.
Заселение нашего края начиналось с Слобожанщицы — обширной территории на юге Русского государства, куда входили земли теперешних Харьковской, части Сумской, Донецкой, Луганской областей Украины, часть Воронежской, Белгородской и Курской областей России. Эта территория, или «поле», называлась «польская украйна» — Слободская Украина. На ней размещались слободские полки: Сумской, Ахтырский, Острогожский (Рыбинский) и Харьковский, из которого выделился Изюмский.
Острогожский слободской полк — полурегулярное воинское соединение, существовавшее в пределах Воронежского края в XVII-XVIII веках. Он был сформирован в 1652 году из украинских переселенцев (черкас) и нёс сторожевую службу в пределах Острогожского уезда.
Полк являлся военно-административным округом с делением на сотни, представлявшие нечто вроде волостей. В 1734 году в Острогожском полку числилось 18 сотен. Сотенными местечками были Калитва, Новая Калитва, Талы, Боючар (Богучар), Бычок, Меловая, Ширяево, Калач, Тростянка, Ольшанск, Толучеевка и другие. Полковым городом был Острогожск.
Теперешний Верхнемамонский район граничит с землями бывшего Острогожского слободского полка на западе, юге и юго-востоке, частично занимая его территорию в Ольховатском, Гороховском, Дерезовском и Осетровском сельсоветах.
На путях набегов крымских и ногайских татар в 1638 году началось строительство Белгородской черты — укрепленной линии по рекам Дон, Тихая Сосна, Воронеж, Усмань. К 1652 году было построено 6 новых городов: Костёнск (1642 г.), Ольшанск (1644 г.), Орлов (1646 г.), Коротояк (1647 г.), Урыв (1648 г.), Острогожск (1652 г.). Городом на Белгородской черте в середине XVII века стал и Воронеж. Одновременно с завершением строительства Белгородской черты в 1658 году было сформировано крупное воинское соединение — Белгородский полк и создана военно-административная единица — Белгородский разряд. Управление Белгородской чертой находилось в Белгороде.
Укрепленная линия защитила от татарских вторжений обширную территорию России, способствовала освоению обширных земель, знаменовала решающий поворот в отношениях между Россией и Крымским ханством. Значительно выросла численность жителей в Воронежском крае, выросли новые города-крепости, укомплектованные гарнизонами из мелких служилых людей: стрельцов, казаков, пушкарей, поселенных драгун. Изменился социальный состав населения.
Московское правительство на Белгородскую черту посылало служилых людей нести крепостную и полевую службу, стеречь города, делать разъезды, держать в опасных местах караулы. В некоторых местах (Коротояк, Острогожск, Старая Калитва, Лосево) «из Литовской стороны на вечное житье с жёнами и детьми» были поселены черкасы (украинцы). Как и другим служилым людям, им было «велено давать государево жалованье, по семьям смотря, с порукою, что им государеву службу служить и с государевыми изменниками: с крымскими, ногайскими, литовскими и немецкими людьми биться, и государю не изменять, и в Крым, и в Литву, иные государства, никуда не отъехать, и дворами на вечное житье строиться, и указанные свои пашни пахать, и хлеб сеять, и никаким воровством не воровать, корчмы… не держать, и табаку им не пить, и никого не грабить, и не побивать, и не красть, и силою ни у кого ничего не отнимать». Скоро стали приходить новые поселенцы: выходцы из московских, тульских, рязанских городов и с Украины. Среди них были дворяне, боярские дети, стрельцы, казаки, солдаты, драгуны, рейтары, пушкари, засечные сторожа, кузнецы, плотники, ямщики. Дворяне и боярские дети получали за службу поместья, другие — первоначально жалованье и продовольствие, а потом правительство и остальных служилых людей стало наделять землёй, давать в пользование рыбные и звериные ловли.
Воронежский край, начиная с 1640-х годов, заселяли разные народы; русские, черкасы, литовцы из белорусов, переселенцы и пленники «польской и свейской породы», обрусевшие немцы, крещёные и некрещеные калмыки, киргизы (казахи), татары, мордва. Здесь собирались беглые крестьяне, холопы, раскольники, бродяги. Правительство ссылало сюда разных преступников. Население первоначально тяготело к укрепленным городам, а потом с юга и севера растекалось по всему краю. Переселенцы оседали среди старожилов или основывали новые селения. Из разросшихся селений отдельные хлебопашцы выходили на хутора, создавая новые выселки. В это время пришедшие сюда помещики выводили с собою крепостных из разных мест России и создавали новые селения, например, село Мамоновку. Другие помещики приглашали к себе вольных людей, прельщая временными льготами, а потом закрепощали их. Павловский и Богучарский уезды, активно заселялись в начале XVIII века, когда с юга стали подходить донские казаки, занимая земли по Дону, Хопру, Айдару.
Интересны документы, относящиеся к истории откупных участков (ухожеев, или уходов). На карте, помещенной в книге В. П. Загоровского «Белгородская черта», видно, что Белозатонский юрт (территория, на которой находится Верхнемамонский район) постоянных селений не имел. Отдельные участки «Дикого поля» сдавались в аренду монастырям и частным лицам — даже крепостным, для охоты, рыбной ловли и бортничества. Эти участки назывались ухожьями или уходами (по-татарски юрт), где люди жили по сезонам артелями человек в сорок. В «Дозорной книге» — описании Воронежского уезда, составленном писцом Г. Киреевским в 1615 году, указано; «Вотчина Белозатонский ухожей — за стрельцом за Феткою за Федотовым сыном Сазоновым, а откупу от тое вотчины двенадцать рублёв с полтиною». Этот ухожей воронежский воевода стал сдавать «на откуп» с 1 сентября 1614 года. Это первое документальное упоминание наших мест. В «Книге Большому Чертежу» за 1627 год упоминаются реки Бетюк, Мамонец, Боучар. В дневнике «певчих дьяков», ехавших с главнокомандующим Шеиным в Азовский поход 1696 года, записано: «…Майя в 5 день во вторник поутру проплыли реку Боучар, течёт с нагорной с правой стороны. Тут рыбные ловли Дивногорского монастыря, а отдают в оброк города Рыбного (Острогожска) мужикам». Бесспорно, наши реки имели свои названия задолго до первых русских поселенцев. Например, реку Танаис сарматы и аланы стали именовать Дон, что означало «вода», «река» . Имя реке Мамон дали греки, позаимствовав его из древнееврейского: мамо-нас — имущество, состояние. В русский язык это слово пришло как «мамона» со значением «богатство, земные сокровища». «Речка Мамон получила свое имя за плодородные земли и обилие дичи»20. Речки Гнилуша, Ольховка, Суходол, яры Журавлиный, Осетров, Мамонский, Вязоват-ский, урочища Круглое, Белое, Бобров, озера Подгорное, Сазан, Мамонское и другие были названы русскими. Озеро у белых гор, соединенное с Доном протокою, назвали Белым Затоном. По нему впоследствии получил имя Белозатонский ухожей (юрт).
Ещё интересный документ. В 1631 году игумен Успенского монастыря Феодосий Протопопов просил на оброк Белозатонский юрт «на строенье, на свечи и на ладан». В грамоте от 2 августа 1631 года царь Михаил Фёдорович предписывал князю Василию Романовичу Пронскому и Артемию Васильевичу Лодыгину отдать Белозатонский юрт монастырю 1 сентября 1631 года для монастырского строения без перекупки. Известны также документы за 1651, 1652, 1678 и другие годы, упоминающие этот юрт.
К началу XVIII века, особенно после победы Петра I над турками, в наши земли устремилось население ряда уездов России и Малороссии. 19 июня 1702 года в монастырский приказ явился певчий архиерейского дома Еремей Попов с просьбой отдать ему на оброк Белый Затон за 23 рубля (монастырь платил 13 рублей). По тем временам это были большие деньги. Стоимость лошади во второй половине XVIII века составляла 1 рубль 38 копеек, за 12 часов труда платили 1 копейку. Просьба Попова была удовлетворена, однако вскоре по ходатайству акатовского архимандрита Никанора Белый Затон был возвращен монастырю. Очевидно, Еремей Попов был одним из первых жителей Мамона, что подтверждают однодворцы деревни Осетров яр. Но об этом будет сказано ниже.
Как отмечалось выше, заселение южных уездов Воронежской области в современных границах началось с юго-запада, на что были важные исторические причины.
С усилением феодального и национального гнета на Украине с середины XVII века ежегодно, вплоть до XVIII века происходило переселение украинцев (черкас). Особенно широкий размах оно приняло в 50-70-е годы. Последняя волна массового переселения с Правобережной Украины была в 1711-1715 годы. Массовое переселение украинского народа в Россию определилось внутренним и внешним положением Украины, находившейся до 1648 года во власти польских феодалов. В 1848-1867 годы шла с переменным успехом освободительная война украинского народа и война России с Польшей. Украина в это время то была свободной, то подвергалась жестоким нападениям польских феодалов и татарских орд. По Андрусовскому перемирию Левобережная часть Украины отошла к России. Правобережная еще 100 лет с лишним была под властью Речи Посполитой. В 70-е годы XVII века Правобережная Украина дважды испытывала разрушительное нашествие турок на Подолию и Киевщину, вновь усилившее переселение украинцев в Россию.
«Главной и решающей силой этой войны, — говорится в «Тезисах о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654—1954 гг.)», — было крестьянство, боровшееся против социального гнёта польских и украинских феодалов-крепостников и иноземных поработителей. Вместе с крестьянством в освободительной войне выступали широкие массы казачества и городского населения, а также казацкая старшина». Руководил этой борьбой Богдан Хмельницкий.
Первых переселенцев русское правительство устраивало подальше от границ с Украиной: в Коротояке, Воронеже, Козлове, в Симбирской губернии и других городах, «а в ближних городах жить им для ссоры нельзя».
Именно в первой половине 50-х годов XVII века возникло много городов и слобод в крае. И от этих слобод, основанных украинцами и названных Самозванцем «слободскими местами», край получил название «Слободская Украина». В них крестьяне были «слободны», имели ряд льгот.
В марте 1652 года в Путивль пришли около 2 тысяч человек с семьями. Во главе их стоял черниговский полковник Иван Дзика, или, как он себя записал, Дзиковский.
В отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева правительству говорилось: «А с полковником и с ними, с сотники, пришли к Путивлю из Чернигова, из Батурина, из Борзны, и с Нежина, из Сосницы, из Нового Песочина, с Конотопу, з Бахмача, из Ивангородища и тех городов и з деревень… и з детьми, и со всеми своими животы». Правительство поселило их у слияния Острогожки и Тихой Сосны.
По прибытии в Острогожск переселенцы заняли готовые дома со всеми постройками и запасом продовольствия (зерна). При Иване Николаевиче Дзиковском, кроме членов семьи и прислуги, писарь Матвей Михайлов, обозный Федор Щеболта с семьей и челядниками, полковой судья Андрей Степанов Величко с семейством, эсаулы Василий Денисов с семейством, Гришка Федоров с семейством, Ивашка Иванов, Степан Сидоров с семьей, Васька Волошин с женою, сотник Иван Астафьев Красовский с женою, Александр Григорьев с женою, Герасим Иванович Карабут с женою, Захар Иванов с семьёю, Федор Акулов Дубовиков с семьёй, Иван Нестеров с семьёй, Федор Васильев с семьёй и 5 знаменщиков с семьями. Затем 828 семей казацких, 19 пахотных крестьян, 3 семьи мещан. За ними двигался обоз на волах и лошадях, табун из 1789 лошадей, череда из 982 коров с телятами, стадо овец из 1503 голов, череда из 750 свиней, 736 волов. Только 52 семьи не имели скота, в том числе полковой писарь и судья. Переселенцы сразу стали земледельцами и воинами.
В полку было 9 сотен с разным количеством людей. Сотню возглавлял сотник. В полковничьей сотне сотников не было. Это был отряд хорунжевых казаков — гвардия полковника. Сотни назывались по месту выходцев: 1 Борзенская, 2 Батуринская, 3 Карабутская, 4 Черниговская, 5 Батуринская, 7 Конотопская, 8 Лучниковская (отсюда Лушниковка — часть города Острогожска). В 1676 году в Острогожском полку было 10 сотен. Последняя называлась Новою. Отсюда слобода Новая Сотня.
Полковник имел гетманскую власть: занимался устройством, благочинием полка, утверждал приговоры суда, раздавал подчиненным земли и угодья и сам занимал. Все распоряжения утверждал универсалами за своим подписом и гербовой печатью. К подписи, как гетман Малороссии, прибавлял «рукою властною». На учениях и радах на майдане имел в руках пернач (булаву) — знак власти.
Полковая старшина: полковник, обозный, судья, есаул, хорунжий, писарь. Все они избирались полковою радою и утверждались полковою старшиною на всю жизнь. Право избирать полковника свободными голосами Острогожский полк сохранил ненадолго.
Сотенная старшина: сотник, атаман, эсаул, хорунжий, писарь. Сотника избирала полковая старшина. Полковой обозный заведовал полковой артиллерией и замещал полковника в его отсутствие со званием наказного полковника. Полковой судья ведал гражданскими делами и присутствовал на полковой ратуше. Полковой эсаул исполнял приказы полковника по воинской части. Полковой хорунжий начальствовал над хорунжевыми казаками и полковой музыкой. В походах хранил знамя полка. Писарь исполнял должность секретаря.
Есаул и хорунжий — помощники сотника по военной части. Последний в военное время заведовал сотенным значком. Во время походов сотни и в отсутствие сотника всеми делами ведал атаман, который в поход не ходил.
Казаки выбирались из селян и несли службу. Они делились на реестровых, пушкарей и хорунжевых. Первые составляли полк, вторые обслуживали пушки, третьи находились при штабе полка и подчинялись полковнику.
Рядом с полковыми чинами находились в городе и чиновники правительственные, административные, судебные и фискальные. Они ограничивали полковое самоуправление и руководили русскими переселенцами. Мещанское население имело своего войта. Вольных переселенцев помещики прельщали льготами (на 7 лет). Агитировали за помещика осадчие, которые занимали лучшие участки для поселения.
Помещики от переселенцев получали добровольную дань от рала-ральца (в день Рождества Христова). В зависимости от расположения к помещику ральца увеличивались или уменьшались.
Переселенцы двигались не только с Украины. Прибывали великороссияне и раскольники. Последние селились по Дону, Медведице, Хопру. Были беглые из слободских полков, но их ловили и возвращали на прежнее место.
В 1702 году по распоряжению правительства малороссияне из городов Землянска, Талецка и села Ендовищи переведены в Калитву. В Белогорье ранее 1696 года поселились русские и жили там лет 20. В 1711 году русское население перевели в Коротояк и село Татарино Бирюченского уезда. Вместо русских поселили украинцев из Землянского уезда.
В 1765 году к ним присоединили бывших казаков Харьковского, Изюмского, Сумского, Ахтырского полков и слободы Орлик Курской губернии. В то же время идет заселение по притокам Дона — Икорцу, Битюгу и Осереду. Здесь были оброчные уходы (ухожьи). На Битюге, например, бобровые гоны, рыбные ловли и другие промыслы долгое время находились на откупе у Козловского Троицкого монастыря.
В 1697 году их взял на откуп за 202 рубля в год острогожский полковник П. Буларт. Заселение этой местности было санкционировано Петром I в 1697 году. В этом году поселенцы — осадчий И. Серков, украинцы Ф. Голубов, И. Колонтаевский, М. Островерхов, П. Голубок, В. Сторожев, А. Григорьев — пришли из разных мест Украины к устью Битюга. А. Бутов от имени 800 человек просил царя прислать служилых людей для охраны от нападений татар и калмыков до постройки острога, а также выдать им оружие. В с. Красный Остров пришли Е. Чаленко и с ним 50 человек из Полтавского полка, М. Островерхое и с ним 50 человек из Харьковского полка. Вслед за ними пришли в 1698 году из разных городов Левобережной Украины и Слобожанщины группы по 30-50 человек.
В 1702 году группа украинцев во главе с С. Поповым пришла в с. Лосево. В то же время у Красного Острова поселилось около 200 семей украинцев Красного Кута, Бурлука, Будищ Полтавского полка. Темпы заселения этой местности не удовлетворяли правительство. По указу Петра I от 17 ноября 1698 года предлагалось битюгскому приказному человеку П. Лосеву описать все земли по Икорцу и Битюгу и свободные из них заселить дворцовыми крестьянами. Согласно этому указу в 1701 году вывезено на Битюг дворцовых крестьян из Великосельской волости Ростовского уезда 226 дворов, из Юхоцкой волости Ярославского уезда — 225, из сёл Пошехонского уезда 334 двора. Всего из 4-х уездов 1021 двор, в которых мужчин 4919.
Местные условия для переселенцев оказались очень суровыми. Большинство украинцев, приехавших сюда добровольно, побыв короткое время, уходили в другие места, не могли свыкнуться с этой местностью многие русские люди. Из 4919 человек (1021 двор) в 1701 — 1703 годах сбежало 1141 человек, умерло 3409. Осталось жить на Битюге 369 человек. В 1703 году на Икорце и Битюге русских и черкас проживало 601 двор.
В 1704 году правительство вновь переселило сюда из сёл Балахонского, Костромского, Суздальского, Владимирского, Переяслав-Залесского уездов крестьян 999 дворов или более 4500 человек. Из них, по отписке приказного человека Е. Данилова от 3 ноября 1705 года, бежало 410 человек, умерло 1062 человека. Кроме названных, в 1687-1725 годах возникли украинские поселения на территории Острогожского полка: Сагуны, Колодежное, Костомарове, Берёзово, Марковка и другие. Появились и русские селения: Ельчанское, Веретье, Шубино. Земли южных районов Острогожского полка заселялись в XVIII веке преимущественно малороссиянами. Селились представители и других народов: волохи во главе с Кантемиром, пять семей латышей в селе Крутец, в 1766 году группа немцев в Рыбенсдорфе.
Украинские переселенцы принесли традиции казацкого самоуправления. Русское правительство нашло удобной эту систему военно-административного устройства в борьбе против татарских набегов.
См.: Сыроватский Н.И. Отчий край. – Воронеж, 1996. – 628 с.