Народные промыслы, ремёсла и фермерство в системе промышленного туризма

Проводя классификацию промышленного туризма, мы ввели расширительную трактовку данного понятия, которая оказывается весьма полезной в практическом аспекте. Несмотря на устоявшееся название, промышленный туризм охватывает не только сектор производственных компаний машиностроительного, электротехнического, коммунально-бытового, оборонного и прочего индустриального характера. В орбиту промышленного туризма всё более включается необычные (эксклюзивные) и потому весьма интересные для гостей предприятия, которые принадлежат к сфере малого бизнеса и социального предпринимательства. Таким образом, даже в той местности, где нет крупных компаний промышленного направления, всегда можно организовать туры, основанные на местных традициях ремесленного производства. Это касается таких секторов, как изготовление предметов труда, одежды, украшений, игрушек, утвари, посуды, метизов. Это направление условно назовём историко-хозяйственным или историко-культурным (см. рис.9).

Рис.9. Структура малого бизнеса в промышленном туризме

Рис.9. Структура малого бизнеса в промышленном туризме

В рамках организации и реконструкции культурно-исторических ремёсел, промыслов и технологий нередко у предпринимателей возникает вопрос о достоверности, фактическом подтверждении производства тех или иных товаров, предметов интерьера, кузнечных, скорняжных, гончарных, стеклянных, ткацких, верёвочных и прочих изделий. Ведь в связи с бурными историческими событиями на Руси и в России многие технологии, артефакты и письменные источники утрачены, и говорить о каком-либо прошлом производстве со 100-процентной уверенностью не представляется возможным.

Да, такой момент неопределённости действительно имеется. Но для промышленного туризма это и не так важно. При известных оговорках историко-культурное направление можно подразделить на два сегмента:

а) легендарного направления с научно неподтверждёнными фактами и обстоятельствами;

б) действительно происходившие события, имеющие прочные подтверждения со стороны историков, краеведов, археологов, экономистов.

Что касается первого, легендарного, направления, то оно может принести не меньший, а может быть и больший доход, чем события с точно установленными фактами. В качестве иллюстрации приведём следующий эпизод.

27 сентября 1989 года в Воронеже группа школьников и взрослых, игравших в футбол на площадке в районе Машмета, наблюдала двух инопланетян, которые появились из огромного светящегося шара. Очевидцами данного события стало около 50 человек. Впоследствии воронежские учёные, проводившие различные замеры на месте события, написали об этом книгу (см.: Киселёв Ф., Лозоцев Ю. НЛО в Воронеже, 1990).

Мы не будем входить в бесплодные дискуссии, было ли на самом деле это легендарное событие или это плод коллективной галлюцинации. Фактом остаётся то обстоятельство, что упомянутое событие способно генерировать прибыль от туризма, сувенирного бизнеса, создания компьютерных игр, спектаклей, кинофильмов (что и сделал телеканал Дискавери).

Возвращаясь к народным промыслам и ремёслам, отметим, что далеко не все технологии и производственные отношения между мастерами и подмастерьями сохранились. Определённый элемент фантазии, творчества, смекалки здесь не помешает. При этом гостям сообщается, что перед ними хозяйственная реконструкция, модель, которая имеет известные отклонения от прошлой реальности.

Такая оговорка вполне естественна при специализации туроператоров на пищевом бизнесе, где блюда приготавливаются по старым рецептам и технологиям давно минувших дней.

Обычно пищевой бизнес в стиле ретро хорошо гармонирует с событийным туризмом – фестивалями, оптовыми и розничными ярмарками, промышленными выставками. Сейчас в России идёт интенсивное восстановление фестивального движения, посвящённого национальным, хозяйственно-культурным и торговым традициям; организаторы данных мероприятий пытаются расширить рамки данных ивентов научными семинарами, симпозиумами, лекциями известных краеведов.

Буквально два слова скажем о современном фермерстве, где наряду с экзотическими растениями, фруктами и овощами, выращиваются такие нетрадиционные для России животные как страусы, павлины, пушные зверьки, перепела. На водных фермах гостям демонстрируют способы вскармливания и выращивания мальков различных пород рыбы, крабов, трепангов, устриц, мидий.

Наконец, следует упомянуть и о такой ветви промышленного туризма, осваиваемой местными предпринимателями, как инновационный бизнес. Малые инновационные предприятия демонстрируют гостям возможности новых информационных, медицинских и энергосберегающих технологий, знакомят туристов с собственными разработками и достижениями в области фармакологии, парфюмерии, дизайна, моды, переработки отходов, робототехники, биотехнологий, создания компьютерных игр и анимации, а также многого другого.

 

Выставки и трейд-шоу с точки зрения маркетинга

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.