Промышленный туризм: интересы местных и центральных властей

В мировой хозяйственной практике в настоящее время используются две экономические модели: первая, либеральная, предусматривает невмешательство (или минимальное вмешательство) государства в бизнес-процессы – это так называемая концепция laissez faire – «позволять делать». Вторая, дирижистская, напротив, предписывает активное участие центральных и местных властей в развитии экономики и бизнеса.

Концепция свободного рынка предполагает либеральный подход к развитию различных видов бизнесов – в том числе туристического. Как провозглашает данная доктрина, лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует. Применительно к промышленному туризму это означает, что правительство и законодательная власть занимают позицию стороннего наблюдателя, не обременяя участников туристических отношений излишними правовыми нормами, лицензированием, контрольными и надзорными функциями. В арсенале регуляторных мер также почти не присутствуют налоговые и финансовые преференции, организационная и информационная поддержка.

Российской экономической практике присуще активное вмешательство государства в социальные и экономические процессы, поэтому нас будет интересовать, в основном, вторая модель и её инструментарий.

Для наглядности представим основные интересы законодательной и исполнительной власти в виде схемы (см. рис.6).

Рис.6. Интересы властей в развитии промышленного туризма

Рис.6. Интересы властей в развитии промышленного туризма

 

Заинтересованность властей в улучшении человеческого капитала является очевидным приоритетом – власти любой цивилизованной страны хотели бы повысить образовательный уровень населения, изменить в лучшую сторону нравы, поведенческие стереотипы, повысить престиж рабочих профессий, правильно организовать патриотическое воспитание. Эту объёмную задачу помогает решить исследование собственной истории, предпринимательских традиций, хозяйственных достижений, распространение знаний о родном крае, его предприятиях в прошлом и настоящем.

Несомненным фактором заинтересованности властей является создание новых рабочих мест, расширение самозанятости инвалидов и людей пожилого возраста, вовлечение в активную трудовую деятельность фрилансеров, студентов, ветеранов, историков, экскурсоводов, других категорий работников. Для достижения этой цели местными и центральными властями готовятся и реализуются целевые программы поддержки промышленного туризма, инвестиций в историческое наследие, ремонт памятников экономики и бизнеса, создание надлежащей инфраструктуры. Перспективным направлением является также поддержка общественных организаций и инициативных групп в организации и проведении фестивалей, конкурсов народных ремёсел и промыслов, выставок-продаж местной продукции, сувениров, атрибутики и проч.

Наконец, властям совершенно небезразлично, какой имидж имеет город, предприятие, край или область на внутреннем и внешнем туристическом рынке. С помощью промышленного туризма можно с успехом продвигать местные брэнды, привлекать инвесторов, формировать новые туристические маршруты и производственные связи.

Организация исторических производств в стиле ретро, предоставление возможности гражданам самим попробовать изготовить какие-либо товары (глиняные изделия, пищевые продукты, элементы украшений или ткань, металлические или деревянные поделки и т.п.) увеличивает интерес населения к своей истории, быту, технологиям). Так, например, в Воронеже местными властями было профинансировано восстановление историко-промышленного комплекса, посвящённого Петру I и периоду постройки первого российского флота. При помощи спонсоров был заново выстроен линейный корабль петровских времён под названием «Гото Предистинация» («Предвидение Господне»), который 7 мая 1700 года был спущен на воду.

Царь Пётр работал над этим кораблём самостоятельно, без иностранных корабелов и советников. Главными его помощниками были русские мастера – Федосей Скляев и Лукьян Верещагин.

Линкор «Гото Пpедестинация» находился в составе Азовского флота до апреля 1712 г., а затем был пpодан туpкам. В 2011 г. на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась церемония закладки точной копии 58-пушечного линейного корабля. 27 июля 2014 г. в Воронеже на Адмиралтейской площади прошло торжественное открытие масштабной копии линкора, корабля-музея «Гото Предестинация». Корабль будто сошёл с картинки из учебника истории. 36 метров в длину, более 9 в ширину, высота корпуса – 7 метров, плюс ещё мачты около 30 метров. На корабле ныне расположена экспозиция, посвящённая истории строительства Императором Петром Великим первого Русского военного флота. Здесь будут проходить экскурсии, а в перспективе – в дни праздников, связанных с историей военно-морского флота, парусник будет выходить в акваторию Воронежского водохранилища. Планируется также дополнить исторический комплекс ремесленными производствами, где смогут себя попробовать туристы и экскурсанты.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.