Основы педагогического группового консультирования

На современном этапе наряду с психологическим все большую значи­мость приобретает педагогическое групповое консультирование. Консульти­рование представляет собой особым образом организованное взаимодействие между консультантом и клиентом, на­правленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста и организации в целом. Задача кон­сультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность исследо­вать, обнаружить и прояснить источники и пути улучшения самочувствия и плодотворного разрешения проблем [3].

Педагогическое консультирование может рассматриваться как об­ласть педагогического знания, объектами исследования которого явля­ются: сопро­вождение обучающегося в образовательном процессе и оказа­ние ему кон­сультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познава­тельной деятельностью и личностным развитием в целом; оказание консуль­тационных услуг различным субъектам социума, участ­вующим в образова­тельной деятельности (родители, различные группы населения, потребители образовательных услуг); научно-методическое со­провождение профессио­нальной деятельности педагога, в том числе кон­сультирование по проблемам организационного развития учебно-воспита­тельного учреждения [3].

Известно, что группа – это объединение индивидов, поддерживаю­щих взаимоотношения и стремящихся к общей цели. Групповое консуль­тирова­ние, имеющее целью оказание психологической или психотерапев­тической помощи, предполагает, что группа формируется из участников ранее незна­комых друг с другом. Педагогическое консультирование пред­полагает, что группа состоит из взаимодействующих в профессиональном плане людей. Такое взаимодействие может быть дружеским или кон­фликтным.

Огромную роль при групповом взаимодействии играет обратная связь, которая позволяет субъекту более полно сформировать образ своего Я. В на­учной литературе принято выделять четыре области самосознания или образа Я:

а) открытая область (то, что знает о себе сам человек и знают о нем дру­гие);

б) неизвестная область (то, что человек не знает о себе и не знают другие);

в) скрытая область (то, что человек знает о себе, но не знают другие);

г) слепая область (то, что человек не знает о себе, но знают другие) [1].

Обратная связь требует создания определенных условий, которые ле­жат в плоскости межличностных отношений. Необходимо создать атмо­сферу доверия, когда участники будут выражать свободно свои мнения, умень­шится действие защитных механизмов. Созданию атмосферы дове­рия должно способствовать правильное поведение консультанта, который дол­жен избегать постоянной критики, негативных оценок, надо стремиться к от­крытости, демократичности общения, самому говорить о своих чувст­вах, пе­реживаниях, то есть использовать прием самораскрытия консуль­танта, де­монстрирующий участникам модель желательного поведения в группе.

М.Ф. Вейнер предлагает следующую классификацию типов саморас­крытия в зависимости от определяющего аспекта:

1) чувства – означают эмоциональную реакцию «здесь и теперь» на клиента или событие (например: «Ваше поведение в данной ситуации мне глубоко импровизирует»);

2) аттитюды (к определенным явлениям) – повторяющиеся чувства в анало­гичных ситуациях («Мне нравятся преподаватели, которые доступно объяс­няют сложный материал»);

3) мнения – суждения о клиенте или явлении («Вас должны любить ваши ученики»);

4) формулировки – обоснование суждения о клиенте в связи с его биогра­фией («Вы нравитесь потому, что …»);

5) ассоциации – мысли, возникшие в связи с обсуждаемым моментом («Ваши действия напомнили мне о …»);

6) фантазии – более сложные формы ассоциаций («Мысленно я представляю Вас в ситуации …»);

7) пережитый опыт – реально обоснованная ассоциация, связанная с затрону­той темой («Это вызывает у меня воспоминания о том, что я пережил»);

8) тело – мимика, жесты, телодвижения, как невербальные типы самораскры­тия, сопутствующие словам или заменяющие их;

9) история («Я родом из …»);

10) отношение к окружающим («Я реагирую так, когда мне говорят …»);

11) окружающие («Мои коллеги …») [3].

На достижение цели группового консультирования огромное влия­ние оказывает сплоченность группы – это такая характеристика группы, которая обеспечивает продуктивное межличностное взаимодействие уча­стников на основе их стремления к достижению общих целей, принятия групповых норм и ценностных установок, проявления эмпатии и оказания взаимной под­держки. В сплоченности группы проявляются привлекатель­ность участников, взаимоуважение, способность слушать, доброжелатель­ная атмосфера, взаи­мопомощь.

Для педагогического консультирования ученые предлагают некото­рые правила поведения участников:

— регулярное посещение занятий без пропусков и опозданий;

— активное участие;

— обсуждение проблем в сочетании с самораскрытием;

— ориентация на разрешение конфликтов;

— оказание постоянной поддержки другим участникам группы;

— принятие ответственности [1].

Чтобы развить сплоченность группы, консультант должен выявить стержневые проблемы, которые позволяют объединиться участникам для со­вместной работы.

Дискуссия, как метод консультирования, позволяет обнаружить, обсу­дить, разрешить ту или иную ситуацию затруднения в профессиональной деятельности. В ходе групповой дискуссии могут доминировать:

а) тема профессионального бытия;

б) конкретная ситуация затруднения в деятельности специалиста;

в) профессиональная биография клиента.

Напряжение в группе является элементом групповой динамики. Кон­сультант должен гибко управлять напряжением, которое возникает в резуль­тате конфликтов и направлено на разъединение, но вместе с тем, выступает побуждающим фактором, ведет к стремлению что-либо изменить. В проти­вовес напряжению сплоченность является стабилизирующим фактором, ко­гда члены группы чувствуют поддержку. Продуктивность работы зависит от того, насколько групповому консультанту удастся поддерживать необходи­мый баланс между напряжением и сплоченностью. Например, разрешение некоторых проблем, возникающих на занятиях в вузе, таких как: ситуацион­ные творческие конфликты, можно направить в русло профессионального решения проблем, когда будут проявляться уникальность и индивидуальная неповторимость каждого студента, как исследователя, что повлияет на спло­ченность группы.

Модериро­вание как форма профессионального сопровождения в кон­тексте педагоги­ческого консульти­рования сыграет в этом случае огромную роль. Из­вестно, что модерация – это направляемый структурированный про­цесс интеракции в группах, сори­ентированный на результат (принятие груп­по­вого решения).

Таким образом, важными составляющими педагогического группового консультирования являются взаимодействие с обратной связью, создание ат­мосферы доверия, самораскрытие каждого члена группы, правильное пове­дение консультанта, соблюдение баланса между сплоченностью группы и напряжением – элементом групповой динамики, использование конфронта­ции и групповой дискуссии в системе консультационного взаимодействия, применение модерирования – одной из форм профессионального сопровож­дения в контексте педагогического консультирования. Основы педагогиче­ского группового консультирования включают не только теоретическое зна­ние его важных составляющих, но и практическое их применение в ходе на­учно-методического сопровождения деятельности профессионала, направ­ленного на раскрытие творческого потенциала студентов (сотрудников), обеспечивающего рассмотрение и принятие профессионально грамотных решений.

 Автор: Востроилова Е.В.

Литература:

  1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика: пер. с лит. – М., 2000. – С. 18–31.
  2. Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Л.Д. Соляренко. – Ростов н/Д, 2006. – С.600–603.
  3. Педагогическое консультирование под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2006. – С.8–11, 221–262.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.