Современная экономика и трудности малого бизнеса

Сейчас идёт много споров о реиндустриализации России и развитии малого бизнеса, о создании множества предприятий реального сектора, способных восстановить мощь экономики и сделать минимальной зависимость от зарубежных партнёров.

У этой политики почти нет противников, что подразумевает немедленное воплощение столь продуктивной идеи в жизнь. Однако всё не так просто. За новую индустриализацию кто-то должен заплатить – будь то государство, бизнес, иностранные инвесторы или простые граждане. И вот здесь начинаются проблемы. Представители государства говорят, что не готовы это делать из-за дефицита денежных средств (тем более в нынешнем положении, когда приходится секвестировать бюджет), нехватки заведомо рентабельных проектов и рисков неэффективного использования бюджетных средств. Да и вообще, строить и запускать новые предприятия – это дело бизнеса, который по целому ряду причин проявляет пассивность (о чём говорилась на заседании Госсовета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства от 7 апреля 2015 г.).

В свою очередь, представители бизнеса заявляют о достаточно высоких налогах и социальных платежах, о трудностях подключения вновь образованных предприятий к водо-, электро- и газоснабжению, о имеющемся административном давлении. Но следует затронуть и ещё один важнейший аспект, о котором обычно мало говориться.

Если пройтись по российским городам и посёлкам, мы увидим множество объектов несостоявшегося бизнеса – заброшенные торговые точки и объявления о ликвидации бизнеса, сдающихся нежилых площадях и пустующие места на продуктовых и вещевых рынках. И это, не говоря уже о годами пустующих вновь построенных домах, которые никак не могут обрести своих хозяев. На базе заводов и фабрик, оставшихся со времён советских времён, аналогичных предприятий почти не возникает – те площади, что находятся в центральной части городов, выкупаются под жилую застройку, другие же просто бросаются.

Российский рынок в настоящее время уже перешагнул в стадию господства потребителя, когда почти любой продукт легче произвести, чем продать. Времена диктата производителей и продавцов ныне канули в Лету. Теперь начинающим и уже состоявшимся предпринимателям приходится трижды подумать, прежде чем открывать или продолжать своё дело. Теперь куда ни кинься – везде серьёзная конкуренция. И многие смогли убедиться, что предпринимательство – это дорога с двусторонним движением; здесь можно не полько заработать, но и быстро потерять деньги.

Что же имеется в виду? Расклад здесь таков – если вы устраиваетесь на работу по найму, то работодатель должен вам платить оговоренное заранее вознаграждение. Для индивидуального предпринимателя или владельца небольшого предприятия всё не так. Можно сутками упорно работать, строить и ремонтировать производственные помещения, покупать и завозить оборудование, нанимать персонал, оформлять разрешительные документы – и всё напрасно, потому что товар или услуга не пользуются спросом (причём часто по непонятным для организаторов бизнеса причинам – не покупают и всё тут!).

Какова же доля в современной практике несостоявшихся бизнесов? Она огромна: примерно 80% вновь образуемых предпринимательских начинаний не могут пережить первые два года существования. А тут ещё государство постоянно грузит предпринимателей усилением налогового и финансового прессинга – дескать, ребята, так нужно – ведь у бюджета большие расходы, а в пенсионном фонде дефицит растёт нарастающим итогом. В общем, надо делиться без скупердяйского хныканья.

Чиновники и депутаты, регулирующие предпринимательскую деятельность, не понимают нужд и трудностей малого бизнеса по вполне понятным причинам – мало кто из них начинал с низов (а если и начинал, то в других условиях – когда не было такой жёсткой конкуренции). Что же касается детей и родственников власть имущих персон, то они предпочитают устраивать своих чад в государственные банки, министерства и госкорпорации, справедливо считая, что на вольных хлебах гораздо проще потерять, чем приобрести.

Те же начинающие предприниматели, которые попытались войти в малый бизнес по общим правилам, потеряли все или часть своих (или заёмных) денег, получив хорошую прививку от такого рода инициатив. Многие россияне быстро сообразили, что в нашей стране лучше быть чиновниками или находиться на госслужбе – там понятные зарплаты, пенсии и льготы. При этом режим дня чётко нормирован, все выходные и праздничные дни в твоём полном распоряжении – отдыхай и наслаждайся жизнью.

Совсем иную реальность предполагает малое предпринимательство. Здесь бизнесмены не только сами трудятся без праздников и выходных, имея ненормированный рабочий день, но и втягивают в орбиту собственной хозяйственной деятельности детей, жён, родителей, близких и дальних родственников. Всем находится занятие в этой семейной системе разделения труда. Причём пребывание в рамках малого бизнеса далеко не всем приносит удовольствие. Попробовав себя на новом поприще, часть граждан с облегчением выскакивает из этой ежедневной круговерти (даже при известных финансовых потерях).

Но можем ли мы сказать, что россияне утратили желание заниматься свободным предпринимательством, зарабатывать себе на жизнь собственным умом и руками? Думаю, что вряд ли. Однако активности, желания, энергии у большой части людей поубавилось. Теперь государству надо предпринимать экстраординарные меры, чтобы развивать малый бизнес. Это касается и простоты входа и выхода из бизнеса, и государственной регистрации предприятий, и процедуры уплаты налогов. И, конечно, важнейшим элементом остаётся ставка налогов, применяемых к малому бизнесу. Властям всё же не следует жадничать, опасаясь за наполнение бюджета. Вошедшим в бизнес россиянам надо дать возможность вкусить его преимущества, закрепить инициативных лиц в этой переменчивой и рискованной сфере. Чтобы довести численность людей, занятых в малом бизнесе, до 40 миллионов – надо браться за это дело всерьёз. Особенно это значимо при увеличении пенсионного возраста и старении населения, так как значительное количество самозанятых может серьёзно улучшить ситуацию.

 

См. также: Выход на пенсию – хорошее время для бизнеса

Бизнес для россиян становится непривлекательным

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.